комментарий

 

к действию I

к действию II

к действию III

к действию IV

грибоедов


комментарий

      Два  вола,  впряженные  в  арбу,  подымались  по  крутой  дороге.  Несколько  грузин  сопровождали арбу.  «Откуда  вы?» – спросил  я  их.  «Из  Тегерана». – «Что  вы  везете?» – «Грибоеда».  Это  было  тело  убитого  Грибоедова,  которое  препровождали  в  Тифлис.
      Не  думал  я  встретить  уже  когда-нибудь  нашего  Грибоедова!  Я  расстался  с  ним  в  прошлом  году  в  Петербурге  пред  отъездом  его  в  Персию.  Он  был  печален  и  имел  странные  предчувствия.  Я  было  хотел  его  успокоить;  он  мне  сказал:  «
Vous  ne  connaissez  pas  ces  gens-là:  vous  verrez  qu'il  faudra  jouer  des  couteaux».  [Вы  еще  не  знаете  этих  людей:  вы  увидите,  что  дело  дойдет  до  ножей (франц.).]  Он  полагал,  что  причиною  кровопролития  будет  смерть  шаха  и  междуусобица  его  семидесяти  сыновей.  Но  престарелый  шах  еще  жив,  а  пророческие  слова  Грибоедова  сбылись.  Он  погиб  под  кинжалами  персиян,  жертвой  невежества  и  вероломства.  Обезображенный  труп  его,  бывший  три  дня  игралищем  тегеранской  черни,  узнан  был  только  по  руке,  некогда  простреленной  пистолетною  пулею.
      Я  познакомился  с  Грибоедовым  в  1817 году.  Его  меланхолический  характер,  его 
озлобленный ум,  его  добродушие,  самые  слабости  и  пороки,  неизбежные  спутники  человечества,  все  в  нем  было  необыкновенно  привлекательно.  Рожденный  с  честолюбием,  равным  его  дарованиям,  долго  был  он  опутан  сетями  мелочных  нужд  и  неизвестности.  Способности  человека  государственного  оставались  без  употребления;  талант  поэта  был  не  признан;  даже  его  холодная  и  блестящая  храбрость  оставалась  некоторое  время  в  подозрении.  Несколько  друзей  знали  ему  цену  и  видели улыбку  недоверчивости,  эту  глупую,  несносную  улыбку,  когда  случалось  им  говорить  о  нем  как  о  человеке  необыкновенном.  Люди  верят  только  славе  и  не  понимают,  что  между  ими  может  находиться  какой-нибудь  Наполеон,  не  предводительствовавший  ни  одною  егерскою  ротою,  или  другой  Декарт,  не  напечатавший  ни  одной  строчки  в  «Московском  телеграфе».  Впрочем,  уважение  наше  к  славе  происходит,  может  быть,  от  самолюбия:  в  состав  славы  входит  ведь  и  наш  голос.
      Жизнь  Грибоедова  была  затемнена  некоторыми  облаками:  следствие  пылких  страстей  и  могучих  обстоятельств.  Он  почувствовал  необходимость  расчесться  единожды  навсегда  со  своею  молодостию  и  круто  поворотить  свою  жизнь.  Он  простился  с  Петербургом  и  с  праздной  рассеянностию,  уехал  в  Грузию,  где  пробыл  осемь  лет  в  уединенных,  неусыпных  занятиях.  Возвращение  его  в  Москву  в  1824 году  было  переворотом  в  его  судьбе  и  началом  беспрерывных  успехов.  Его  рукописная  комедия:  «Горе  от  ума»  произвела  неописанное  действие и  вдруг  поставила  его  наряду  с  первыми  нашими  поэтами.  Несколько  времени  потом  совершенное  знание  того  края,  где  начиналась  война,  открыло  ему  новое  поприще;  он  назначен был  посланником.  Приехав  в  Грузию,  женился  он  на  той,  которую  любил...  Не  знаю  ничего  завиднее  последних  годов  бурной  его  жизни.  Самая  смерть,  постигшая  его  посреди  смелого,  неровного  боя,  не  имела  для  Грибоедова  ничего  ужасного,  ничего  томительного.  Она  была  мгновения  и  прекрасна.
      Как  жаль,  что  Грибоедов  не  оставил  своих  записок!  Написать  его  биографию  было  бы  делом  его  друзей;  но  замечательные  люди  исчезают  у  нас,  не  оставляя  по  себе  следов.  Мы  ленивы  и  нелюбопытны...
 

Читал  я  Чацкого – много  ума  и  смешного  в  стихах,  но  во  всей  комедии  ни  плана,  ни  мысли  главной,  ни  истины.  Чацкий  совсем  не  умный  человек,  но  Грибоедов  очень  умен.  (1291)

Твое  суждение  о  комедии  Грибоедова  слишком  строго.  (1294)

  
      Конечно,  не  Пестель 
 Чацкий,  а  Кутузов  Фамусов  держит  на  плечах  своих  Россию,  ‘какая  она  ни  есть’.  Пестель  решительно  ничего  не  держит  на  плечах,  кроме  эполет  и  самолюбия.  Я  понимаю,  что  Фамусов  не  многого  стоит,  как  и  Кутузов  не  золотой  кумир.  [Розанов]

      На  мой  взгляд,  необоснованно  "Горе  от  ума"  представляется  как  произведение  для  юношества.  В  таком  духе,  по  крайней  мере,  преподносятся  примечания  к  этому  гениальному  произведению:  настолько  они  примитивны.

      Следует  помнить,  что  Грибоедов  относит  своё  произведение  к  жанру  комедии.  Именно  так  и  следует  подходить  к  "Горе  от  ума",  это  комедия  нравов,  а  не  политический  памфлет,  как  преподносит  нам  это  произведение  советское  литературоведение.

      Что  такое  Грибоедов?  Мне  сказывали,  что  он  написал  комедию  на  Чаадаева;  в  теперешних  обстоятельствах  это  чрезвычайно  благородно  с  его  стороны.  (1246_63)

      «Горе  от  ума»  есть  уже  картина  обветшалая,  печальный  анахронизм.  Вы  в  Москве  уже  не  найдете  ни  Фамусова,  который  всякому,  ты  знаешь,  рад  и  князю  Петру  Ильичу,  и  французу  из  Бордо,  и  Загорецкому,  и  Скалозубу,  и  Чацкому;  ни  Татьяны  Юрьевны,  Хлестова  в  могиле;  Репетилов  в  деревне.  Бедная  Москва!..  (1050)

      Извинительная  грамота  за  гибель  Александра  Грибоедова,  написанная  персидским  шахом  Фатхом-Али  императору  Николаю I,  будет  выставлена  в  Москве  в  Государственном  историческом музее  (ГИМ).  Документ  будет  демонстрироваться  с  30 апреля  по  28 июля  рамках  проекта  "Следы минувшего". 

      Свою  комедию  Грибоедов  сопровождает  ремарками,  писанными  ещё  старорусским  языком,  хотя  сама  комедия  блещет  новизной  и  свежестью  русского  языка,  народного.

      В  начале  60-х  в  БДТ  под  руководством  Товстоногова  была  осуществлена  постановка  "Горе  от  ума".  Я  присутствовал  на  трёх  спектаклях,  видел  трёх  Фамусовых:  Полицеймако,  Рэм-Лебедев,  Казаринов;  двух  Молчалиных:  Волков,  Лавров;  двух  Чацких:  Юрский,  Рецептер.  Совершенно  не  годилась  на  роль  Софьи  Доронина.  На  роль  Загорецкого  очень  подошёл  бы  Ильинский.  Фамусова  должен  был  играть  Грибов,  это  был  бы  шикарный  Фамусов.  Ахеджакова Наталья  Дмитриевна,  графиня-внучка Милявская.

                                                                                                                                                                           Г. В. Самсонов. 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ