часть вторая        

Н. А. Некрасов

комм. к части 2

пролог 2-1

пролог 2-2

пролог 2-3

вступление

пир I

пир II

пир III

пир IV

пир V


примечания

пролог 2-1
1. 
 
Петровки
  время  поста  перед  Петровым  днем  (см.  примечание  18  к  части I). 
Ст. 1. Петровки
см.  комментарий  на  с. 635, 636.
Ст. 56.  Старо-Вахлацкой  волости,  Большие  Вахлаки... Слово  "вахлак"  наряду  со  значением  "неуклюжий,  грубый,  неотесанный"  имеет  и  другое:  "сонный",  "полусонный"  (Даль,  Словарь,  т. I,  с. 170). 

2.  
"Князья  Волконские"  Стога  сена.  [примечание  автора]
Ст. 13
15.  Стоят  "князья  Волконские" ~ Родятся,  чем  отцы. Перефразировка  двух  народных  загадок:  о  снопах,  копнах,  зароде  ("Наперед  отца  и  матери  детки  родятся")  и  стоге  ("Текушки  текут,  бегушки  бегут,  хотят  Волынского  князя  сломать")  (Даль,  с. 1075, 1076).  Л. А. Розанова  предполагает,  что  "Волынские"  на  "Волконские"  Некрасов  заменил  потому,  что  в  Костромской  губернии  находились  земельные  угодья  князей  Волконских  (см.:  Розанова  Л. А.  Поэма  Н. А. Некрасова  "Кому  на  Руси  жить  хорошо".  Комментарий.  Л., 1970,  с. 207208).

3.  Детки  их  Копны  сена.  [примечание  автора]

4.   Шапка  белая  дворянская  форменная  фуражка.
Ст. 114
116.  ...шапка  белая,  Высокая,  с  околышем  Из  красного  сукна Так  выглядела  дворянская  форменная  фуражка.
Ст. 266.
 Посредник
подразумевается  мировой  посредник.  В  годы  проведения  в  жизнь  крестьянской  реформы  мировой  посредник  являлся  тем  должностным  лицом,  в  обязанности  которого  входило  урегулирование  отношений  между  помещиками  и  их  бывшими  крепостными.  Мировые  посредники  назначались  губернатором  из  числа  местных  дворян. 
Ст. 305
308. Соринка дело  плевое ~ И  море  всё  заплакало... Художественная  переработка  народной  поговорки  "Это  плевое  дело"  (Даль,  с. 105)  и  загадки  о  соринке  в  глазу:  "Пал  дуб  в  море;  море  плачет,  а  дуб  нет"  (Садовников,  No 1784).

пролог 2-2

5.
 
 Установили  грамоту... 
Об  уставных  грамотах  см.  примечание  31  к  части I.
Ст. 318.
 Установили  грамоту...
Речь  идет  об  "уставной  грамоте".  См.  комментарий  на  с. 638.
Ст. 389.
 Явилось  "Положение"...
"Положения  о  крестьянах,  выходящих  из  крепостной  зависимости" законодательные  акты,  оформившие  отмену  крепостного  права  в  России,  подписанные  Александром II  19 февраля  1861 г.  и  состоявшие  из  семнадцати  документов:  "Общее  положение  о  крестьянах,  вышедших  из  крепостной  зависимости.";  положение  об  устройстве  дворовых  людей,  о  выкупе,  о  крестьянских  учреждениях;  четыре  местных  "Положения"  и  др.  Им  были  предпосланы  "Манифест  о  всемилостивейшем  даровании  крепостным  людям  прав  состояния  свободных  сельских  обывателей  и  об  устройстве  их  быта"  и  "Указ  правительствующему  Сенату"  о  проведении  в  жизнь  "Положений"  (см.:  Полн.  собр.  законов  Российской  империи.  Собр. 2,  т. XXXVI,  отд. I,  с. 128403).  5 марта  "Манифест"  и  "Положения..."  были  прочтены  после  литургии  во  всех  церквах  столицы,  отправлены  со  свитскими  генералами  и  фельдъегерями  начальникам  всех  губерний.  С  6 марта  их  текст  публиковался  в  "С.-Петербургских  ведомостях",  а  затем  и  в  других  правительственных  газетах.  
В. И. Ленин
 писал  о  грабительском  характере  крестьянской  реформы:  "... "освободители  так  повели  дело,  что  крестьяне  вышли  "на  свободу"  ободранные  до  нищеты,  вышли  из  рабства  у помещиков  в  кабалу  к  тем  же  помещикам  и  их  ставленникам"  (Ленин,  В. И.  Полн.  собр.  соч.,  т. 20,  с. 140), "...безмерны  были  те  бедствия,  которые  причинила  она  крестьянству"  (там  же,  с. 167).
Ст. 416. ...гусем
 в  пять  коней...
Имеется  в  виду  запряжка  лошадей  друг  за  другом  (цугом  или  гуськом).

6.  Фалетур  форейтор.  При  запряжке  цугом  (гуськом)  форейтор  сидит  на  одной  из  передних  лошадей  и  управляет  ими.
Ст. 418.
 Фалетур искаженное  "форейтор",  верховой,  правящий  передней  лошадью  при  запряжке  цугом.
Ст. 502.
 Притолока
верхний  брус  в  дверях,    притолоки" здесь:    дверного  косяка". 
Ст. 517.
 Последыш
самый  младший  в  семье,  последний  ребенок  у  родителей.  В  прозвище  Утятина намек  на  вырождение  дворянства  как  сословия.  [Это  форменная  чепухня,  последыш  в  данном  контексте  последний  помещик,  ещё  владеющий  крестьянами.] 
Ст. 533
535.  С  работы,  как  ни  мучайся ~ А  будешь  ты  горбат! Перефразировка  народной  пословицы  "От  работы  не  будешь  богат,  а  будешь  горбат"  (Даль,  с. 557).  [От  работы  кони  дохнут.] 
Ст. 551
552.  Как  рукомойник  кланяться  Готов  за  водку  всякому... Сравнение  построено  на  основе  народной  загадки  о  рукомойнике:  "Один  богомол и  всем  кланяется"  (Садовников,  No 252 а).

пролог 2-3
7.  С  хазового  конца.  В  куске  ткани  хазовый  (казовый)  конец  делался  почище  и  оставлялся  напоказ  сверху.
Ст. 556
557. Гнилой  товар  показывать  С  хазового  конца. Хазовый  (казовый)  конец  ткани,  вытканный  особенно  тщательно,  оставлялся  в  куске  сверху,  напоказ.  Ср.  народную  поговорку:  "Хаз  (хазовый  конец)  штуку  красит"  (Даль,  с. 767).

8.  Смычок  в  охотничьем  обиходе  ремешок  для  соединения  гончих  собак  попарно.
Ст. 561
562.  Что  "за  погудку  правую  Смычком  по  роже  бьют!" Использована  народная  пословица  "За  правдивую  погудку  смычком  по  рылу  бьют"  (Даль,  с. 193).  Смычок в  охотничьей  терминологии веревка  для  связывания  попарно  гончих  собак  при  отправке  на  охоту.
Ст. 571572.  У  Клима  совесть  глиняна,  а  бородища  Минина... Перефразировка  народной  пословицы  "Бородка  Минина,  а  совесть  глиняна"  (Даль, с. 724).  Минин  (Кузьма  Минич  Захарьев-Сухорук),  один  из  главных  организаторов  борьбы  русского  народа  против  польской  интервенции  в  начале  XVII в.,  носивший,  по  обычаю  того  времени,  бороду,  мыслится  здесь  как  эталон  честности,  совестливости. 
Ст. 603
604.  ...икается,  Я думаю,  ему! По  народным  приметам,  "икается на  помин".  "Икнулось по  добру  ли  вспомянулось?"  (Даль,  с. 337, 338). 
Ст. 607
608.  Горда  свинья:  чесалася  О  барское  крыльцо! Контаминация  народных  пословиц  типа  "Где  прошла  свинья,  там  Я  почесалась",  "Напала  на  кошку  спесь:  не  хочет  с  печи  слезть"  (Даль,  с. 799, 807).  Некрасов,  вводя  слова  "барское  крыльцо",  насыщает  пословицу  социальным  смыслом.

9.  Тягло  при  крепостном  праве  несколько  трудоспособных  лиц  из  одной  семьи (обычно  муж  и  жена),  принимавшиеся  за  рабочую  единицу  при  обложении  повинностями  в  пользу  помещика.
Ст. 621.
 И  правили  тягло!" Тягло при  крепостном  праве группа  крестьянских  хозяйств  или  трудоспособная  семья,  принимаемая  за  единицу  при  обложении  барщиной,  оброком  и  государственными  налогами;  крепостная  повинность,  выполняемая  такой  единицей;  участок  земли,  обрабатываемый  такой  единицей.
Ст. 635643.  Сидел  на  губернаторстве ~ Что  спятил  он  с  ума!" Подразумевается  генерал  В. К. Бодиско,  занимавший  в  1860-е гг.  должность  якутского  губернатора.  Сошел  с  ума  и  был  освобожден  от  должности  в  связи  с  "расстройством  умственных  способностей".

10.  Ундер  унтер-офицер,  первый  военный  чин  после  звания  рядового  или  ефрейтора.
Ст. 675.
 Так  вы  в  хомут  охотою... Перефразировка  народной  поговорки.  У  Даля  в  разделе  "Неволя":  "Надеть  на  кого  хомут"  (с. 926). 
Ст.
706
707.  Как  муха  неотвязная,  Жужжит  под  ухо  самое... Стихи  построены  на  основе  народных  речений  "Неотвязчив,  как  муха",  "Брюзжит,  что  осенняя  муха" (Даль,  с. 687, 965). 
Ст. 791
792.  Хвали  траву  в  стогу,  А  барина в  гробу! Перефразировка  народной  пословицы  "Хвали  рожь  в  стогу,  а  барина  в  гробу!"  (Даль,  с. 789). 
Ст. 815.
 А  мир  дурак
доймет! Перефразировка  народных  пословиц  "Мужик  умен,  да  мир  дурак",  "С  миром  не  поспоришь"  (Даль,  с. 433, 431).

11.  Георгия  Победоносца  крест.  Военный  орден  «Св.  великомученика  и  Победоносца  Георгия»,  которым  награждались  только  генералы  и  офицеры  за боевые  заслуги,  а  также  (до  1855 года)  за  двадцатипятилетнюю  беспорочную  службу  в  офицерских  чинах;  в  петлице  сюртука  носили  Георгиевский  крест  4-й  степени.
Ст. 843
844.  ...Георгия  Победоносца крест). Имеется  в  виду  военный  орден  "Святого  великомученика  и  Победоносца  Георгия",  которым  награждались  в  основном  офицеры  за  боевые  заслуги  и  выслугу  лет.  В  петлице  сюртука  носили  Георгиевский  крест  4-й  степени. 

12.
   
До  светопреставления 
то  есть  до  конца  мира.
Ст. 959
960.  Бедами  упиваемся,  Слезами  умываемся... Контаминация  народных  пословиц  "Упился  бедами,  опохмелился  слезами"  и  "И  почище  нас,  да  слезой  умываются"  (Даль,  с. 125, 49). 
Ст. 997
1001.  Бояре кипарисовы И  гнутся-то,  и  тянутся... Использована  народная  пословица  "Бары  кипарисовые,  мужики  вязовые  (и  гнутся, и  тянутся)"  (Даль,  с. 789). 

Ст. 1004
1005.  Под  мужиком  лед  ломится,  Под  барином  трещит! Переосмысление  народной  пословицы  "Под  кем  лед  трещит,  а  под  нами  ломится"  (Даль,  с. 32).

13.  Заедем  все  в  ухаб,  Не  выедем  никак...  Могила.  [примечание  автора]
Ст. 1100
1109.  Придет  пора  последняя А  мы  дрова  подкладывать!" Контаминация  народной  загадки  о  могиле "Заедешь  в  ухаб,  не  выедешь  никак"  (Садовников,   2119)  и  народной  сентенции  "Знать,  будем  мы  и  на  том  свете  на  бар  служить:  они  будут  в  котле  кипеть,  а  мы  дрова  подкладывать"  (Даль,  с. 292).

14.  Питерщик  бывалый  человек;  крестьянин  уходивший  на  промыслы  и  работы  в  Петербург.
Ст. 1119.
 Питерщик крестьянин,  уходивший на  отхожие  промыслы  в  Петербург. 
Ст. 1160
1161.  Из  дурака,  родименький,  И  горе  смехом  прет. Перефразировка  народной  пословицы  "Из  дурака  и  плач  смехом  прет"  (Даль,  с. 129). 
Ст. 1280.
 Курьерская  подорожная
документ,  дававший  право  военным  курьерам  вне  очереди  получать  лошадей  на  казенных  почтовых  станциях. 
Ст. 1283
1284.  В  амбаре  крысы  с  голоду  Подохли... Перефразировка  народной  поговорки    него  в  анбаре  и  мыши  перевелись"  (Даль,  с. 64).

15.   Простяк  простая  водка.  [самогонка]

16.  Курьерская  подорожная  официальный  бланк  с  разрешением  на  выезд  из  города  и  на  получение  лошадей  на  почтовых  станциях.
 Ст. 26
27.  ..."Положение",  Как  вышло,  толковали  им... Царский  "Манифест"  и  "Положения..."  вызвали  многочисленные  толки  и  слухи  среди  крестьянства.  "Лжетолкователи",  "бойкие  говоруны",  "подстрекатели",  как  именовались  в  официальных  донесениях  пропагандисты,  старались  разъяснить  крестьянам,  что  реформа  принесла  им  лишь  новые  тяготы  и  разорение  (см.  об  этом:  Базанов  Вас.  От  фольклора  к  народной  книге.  Л., 1973,  с. 206296).

Ст. 53.  Луга  поемные заливные  луга.

вступление
17.
  
В  Белокаменной... 
«Матушка  Москва  белокаменная»,  говорилось  в  народном  присловье.

18.   Крепь  то  есть  крепостное  право.

пир I
19.   Барона  Синегузина  Тизенгаузена.  [примечание  автора]
Ст. 298.
 Барона  Синегузина...;  ср.  пояснение  Некрасова  к  этой  фамилии:  Тизенгаузена.
Помещик  Ярославской  губернии  барон  Тизенгаузен  имел  владения  в  Рыбинском  уезде  (см.:  Памятная  книжка  Ярославской  губ.  на  1862 год.  Ярославль,  1863). 

20.  
Сорочьи  яйца  ел  Примета:  чтоб  иметь  хорошую  память,  нужно  есть  сорочьи  яйца.  [примечание  автора]

Ст. 315442. В  основу  рассказа  дворового  "Про  холопа  примерного Якова  верного"  легла  история,  услышанная  А. Ф. Кони  от  сторожа  волостного  правления  Николая  Васильевича  и  переданная  им  Некрасову.  А. Ф. Кони  в  воспоминаниях  о  поэте  пишет:  "На  мой  вопрос,  отчего  он  (Некрасов, Ред.)  не  продолжает  "Кому  на  Руси  жить  хорошо",  он  ответил  мне,  что  по  плану  своего  произведения  дошел  до  того  места,  где  хотел  бы  поместить  наиболее  яркие  картины  из  времен  крепостного  права,  но  что  ему  нужен  фактический  материал,  который  собирать  некогда  и  трудно,  так  как  у  нас  даже  недавним  прошлым  никто  не  интересуется.  "Постоянно  будить  надо, без  этого  русский  человек  способен  позабыть  и  то,  как  его  зовут", прибавил  он"  (Кони  А. Ф.  Собр.  соч.  в  8-ми  т.,  т. VI. М.,  1968, с.  260261).  И  А. Ф. Кони  тут  же  передал  поэту  рассказ  старого  сторожа:  "В  другой  раз  тот  же  старик  рассказал  мне  с  большими  подробностями  историю  другого  местного  помещика,  который  зверски  обращался  со  своими  крепостными,  находя  усердного  исполнителя  своих  велений  в  своем  любимом  кучере человеке  жестоком  и  беспощадном.  У  помещика,  ведшего  весьма  разгульную  жизнь,  отнялись  ноги,  и  силач-кучер  на  руках  вносил  его  в  коляску  и  вынимал  из  нее.  У  сельского  Малюты  Скуратова  был,  однако,  сын,  на  котором  отец  сосредоточил  всю  нежность  и  сострадание,  не  находимые  им  в  себе  для  других.  Этот  сын  задумал  жениться  и  пришел  с  предполагаемой  невестой  просить  разрешения  на  брак.  Но  последняя,  к  несчастью,  так  приглянулась  помещику,  что  тот  согласия  не  дал.  Молодой  парень  затосковал  и  однажды,  встретив  помещика,  упал  ему  в  ноги  с  мольбою,  но,  увидя  его  непреклонность,  поднялся  на  ноги  с  угрозами.  Тогда  он  был  сдан  не  в  зачет  в  солдаты,  и  никакие  просьбы  отца  о  пощаде  не  помогли.  Последний  запил,  но  недели  через  две  снова  оказался  на  своем  посту,  прощенный  барином,  который  слишком  нуждался  в  его  непосредственных  услугах.  Вскоре  затем  барин  поехал  куда-то  со  своим  Малютою  Скуратовым  на  козлах.  Почти  от  самого  Панькина  начинался  глубокий  и  широкий  овраг,  поросший  по  краям  и  на  дне  густым  лесом,  между  которым  вилась  заброшенная  дорога.  На  эту  дорогу,  в  овраг,  называвшийся  Чертово  Городище,  внезапно  свернул  кучер,  не  обративший  никакого  внимания  на  возражения  и  окрики  сидевшего  в  коляске  барина.  Проехав  с  полверсты,  он  остановил  лошадей  в  особенно  глухом  месте  оврага,  молча,  с  угрюмым  видом,   как  рассказывал  в  первые  минуты  после  пережитого  барин, отпряг  их  и  отогнал  ударом  кнута,  а  затем  взял  в  руки  вожжи.  Почуяв  неминучую  расправу,  барин  в  страхе,  смешивая  просьбы  с  обещаниями,  стал  умолять  пощадить  ему  жизнь.  "Нет, отвечал  ему  кучер, не  бойся,  сударь,  я  не  стану  тебя  убивать,  не  возьму  такого  греха  на  душу,  а  только  так  ты  нам  солон  пришелся,  так  тяжело  с  тобой  жить  стало,  что  вот  я,  старый  человек,  через  тебя  душу  свою  погублю...".  И  возле  самой  коляски  на  глазах  у  беспомощного  и  бесплодно  кричащего  в  ужасе  барина  он  влез  на  дерево  и  повесился  на  вожжахВыслушав  мой  рассказ,  Некрасов  задумался,  и  мы  доехали  до  Петербурга  молча  <...>  и  когда  мы  расставались,  сказал  мне:    этим  рассказом  воспользуюсь", а  через  год  прислал  мне  корректурный  лист,  на  котором  было  набрано:    Якове  верном холопе  примерном",  прося  сообщить,  "так  ли?".  Я  ответил  ему,  что  некоторые  маленькие  варианты  нисколько  не  изменяют  существа  дела,  и  через  месяц  получил  от  него  отдельный  оттиск  той  части  "Кому  на  Руси  жить  хорошо",  в  которой  изображена  эта  пропетая  история  в  потрясающих  стихах"  (там  же,  с. 263264).  Способ  мести,  к  которому  прибегает  Яков,  был  известен  в  народном  быту,  особенно  у  восточных  народностей.  Повеситься  на  глазах  обидчика  означало,  по  народным  представлениям,  причинить  ему  непременное  несчастье  (см.:  Кубиков  И. Н.  Комментарий  к  поэме  Некрасова  "Кому  на  Руси  жить  хорошо".  М.,  1933,  с. 100).  Такая  месть  называлась  "сухой  бедой". "Тащить "сухую  беду" это  значит,  что  назло  своему  заклятому  врагу  нужно  повеситься  у  него  во  владении,  чтобы  заставить  его  мучиться  всю  жизнь"  (Телешов  Н.  Рассказы,  т. 1.  СПб.,  1903,  с. 133).  По  свидетельству  С. В. Максимова,  и  у  финских  народов  долгое  время  практиковалась  "сухая  беда":  "Обиженный  вешался  на  воротах  обидчика  на  пущее  горе  для  живого"  (Максимов  С. В.  Сибирь  и  каторга,  т. II.  СПб., 1871,  с. 76). 

21.  
Долгушка  повозка  с  кузовом,  помещенным  на  длинных  гибких  полосах   (дрогах),  соединявших  переднюю  и  заднюю  оси.
Ст. 353.
 Долгуша длинный  экипаж,  линейка.

22.  Извозом  занимавшийся...  оброчный  крестьянин,  имевший  лошадей  и  промышлявший  перевозкой  товаров  (или  седоков).
Ст. 481.
 Не  утрафили не  угодили,  не  попали.
Ст. 487488.  Была  капель  великая,  Да  не  на  вашу  плешь! Ср.  народную  пословицу:  "Эта  капель  не  на  вашу  плешь"  (Даль,  с. 672). 
Ст. 491.
 Разбой
статья  особая... В  народном  сознании  разграничивался  "социальный  разбой"  и  обычный  грабеж.  Фольклор  свидетельствует,  что  симпатии  народа  были  на  стороне  "социального  разбойника",  в  то  время  как  вор  и  грабитель  вызывал  справедливое  негодование  и  презрение.

23.  Прасол  занимался  скупкой  и  перепродажей  скота  или  сельских  продуктов.
Ст. 494.
 Прасол торговец,  скупающий  оптом  у  крестьян  продукты,  скот.

пир II
Ст. 546
549.  ...целые  селения ~ Идут... Из-за  голода  и  бедности  попрошайничество  в  России  приняло  огромные  размеры.  В  некоторых  местностях  оно  превратилось  в  особый  промысел.  Об  этом  явлении  русского  народного  быта  в  18741875 гг.  писали  "Отечественные  записки" (см.,  например:  Максимов  С. В.  Бродячая  Русь.  Нищеброды  и  калуны. ОЗ,  1876,   10,  с. 463496).

24.  Просфоры  афонские  Просфоры  (просвиры) маленькие  круглые  хлебцы,  «освящаемые»  в  церкви. 
Ст. 556.
 Просфоры  афонские просфоры,  освященные  в  одном  из  монастырей  на  Афоне.

25.  Слезки  богородицы  народное  название  растения  с  твердыми  круглыми  семенами,  употреблявшимися  для  четок  (нанизанные  на  шнурок  шарики  для  отсчитывания  молитв  и  поклонов).
Ст. 557.
 Слезки  богородицы огородное  растение,  имеющее  твердые  крупные  семена,  которые  употреблялись  для  четок.

26.  Тройцы-Сергия  Троице-Сергиева  лавра  (монастырь)  под  Москвой.
Ст. 560.
 Что  дальше  Троицы-Сергия... Троице-Сергиевская  лавра  под  Москвой,  популярное  место  богомолья.

27.  Вериги  двухпудовые...  Религиозные  фанатики  носили  «во  искупление  грехов»  железные  цепи,  кольца,  полосы  и  т. п.  (ср.  стихотворение  Некрасова  «Влас»).

Ст. 602.  Старообряд  Кропильников... Отмечая,  что  Ярославская  губерния  была  почти  на  три  четверти  раскольничья  и  скрытническая  секта  имела  здесь  большее,  нежели  где  бы  то  ни  было,  число  приверженцев,  В. А. Архипов  указывает,  что  Некрасов,  живя  в  ярославских  деревнях,  сам  собирал  материал  для  создания  образа  "старообряда  Кропильникова".  Вместе  с  тем  В. А. Архипов  предполагает  знакомство  поэта  с  работой  Л. Н. Трефолева,  вышедшей  в  1866 г.  (Трефолев  Л. П.  Странники.  Эпизод  из  истории  раскола. Труды  Ярославского  статистического  комитета,  вып. I.  Ярославль,  1866).  См.  об  этом:  Архипов  Б. А.  Поэзия  борьбы  и  труда.  Очерки  творчества  Н. А. Некрасова.  М.,  1973,  с. 246256.

Ст. 664665.  Ушицы  ложкой  собственной,  С  рукой  благословляющей... Имеется  в  виду  обычай  старообрядцев  употреблять  собственную  посуду.  На  черенке  ложки  вырезались  два  благословляющих  перста  (староверческое  двуперстное  знамение). 

28.  
Быль  афонская  Монахи  Афонской  горы  приняли  участие  в  национально-освободительной  борьбе  Греции  против  турецкого  господства,  вспыхнувшей  в  1821 году.
Ст. 694.
 ...быль  афонскую... В  1821 г.  во  время  борьбы  Греции  за  независимость  в  афонских  монастырях  появились  агитаторы-греки,  склонившие  монахов  принять  участие  в  восстании  против  турок.  Монахи  подняли  восстание,  но  были  разгромлены  турками,  большинство  их  было  загнано  в  море  и  потоплено,  часть  же  вырезана  на  горе  Афон  (см.:  Кубиков  И. Н.  Комментарий  к  поэме  Некрасова  "Кому  на  Руси  жить  хорошо",  с. 105106,  а  также:  Благовещенский  Н.  Афон.  М.,  1864).
Ст. 728.
 Поля  старозапашные старопахотные,  долгое  время  находившиеся  под  пашней.

29.  Соловки  крупнейший  монастырь  на  Соловецком  острове  [архипелаге]  в  Белом  море.

30.  Было  двенадцать  разбойников...  Первоначально  в  рукописи  поэмы  указывалось  на  близость  Кудеяра  к  трудовому  крестьянству  до  того,  как  он  стал  разбойником:
                                               Было то время далекое, 
                                               Жил человек удалой, 
                                               Маялся, маялся с пашнею 
                                               Да и ударил в разбой.
Ст. 772.
 Кудеяр-атаман герой  легенд,  принадлежащих  фольклорной  традиции.  Некрасов  по-своему  использует  и  обрабатывает  мотивы  этих  легенд.  См.  об  этом:  Андреев  П. Я.  Легенды  о  двух  великих  грешниках, Изв.  Ленипгр.  гос.  пед.  ин-та  им. Герцена,  1929,  вып. 1,  с. 186188;  Гин  М. М.  Спор  о  великом  грешнике.  (Некрасовская  легенда    двух  великих  грешниках"  и  ее  истоки). В  кн.:  Русский  фольклор,  VII.  М.-Л.,  1962,  с. 84-98;  Базанов  Вас.  От  фольклора  к  народной  книге,  с. 266269.  Некрасовская  интерпретация  Кудеяра  как  народного  мстителя  и   заступника  близка  трактовке,  выраженной  в  статье  анонимного  автора,  опубликованной  в  "С.-Петербургских  губернских  ведомостях"  за  1875 г.  ( 167)  (см.  об  этом:  Гин М. М.  О  двух  легендах  из  "Кому  на  Руси  жить  хорошо". В  кн.:  Некрасов  и  русская  литература  второй  половины  XIX начала  XX в.  Ярославль,  1981,  с. 2526). 
Ст. 835.
 Глянул и  пана  Глуховского... В  "Колоколе"  Герцена  от  1 октября  1859 г.  под  рубрикой  "Жестокое  обращение  и  другие  злодейства  помещиков"  была  опубликована  заметка  о  происшествии  в  Смоленской  губернии,  сообщавшая  о  том,  что  помещик  Глуховский  засек  своего  крепостного  крестьянина.  Некоторые  исследователи  полагают,  что  этот  помещик,  упомянутый  в  "Колоколе",  может  быть  назван  прототипом  персонажа  некрасовской  легенды  (см.:  Нольман  Ш. Л.  Легенда  и  жизнь  в  некрасовском  сказе    двух  великих  грешниках". РЛ,  1971, 2).
Ст. 870.
 ...трусу  празднуют...
народный  фразеологизм  (см.:  Даль,  с. 279,  а  также:  Мещерский  Н. А.  О  происхождении  фразеологизма  "трусу  праздновать"  ("труса  праздновать"). В  кн.:  Язык  жанров  русского  фольклора.  Петрозаводск,  1977, с. 7679). 
Ст. 897
899.  ...а  нашей  галочке ~ Всего  милей... Близкую  пословицу  ("Нет  певчего  для  вороны  супротив  родного  вороненка")  см.:  Даль,  с. 666.
Ст. 901.
 Аммирал-вдовец  по  морям  ходил...
По  предположению  М. М. Гина,  прототипом  "аммирала-вдовца"  явился  граф  А. Г. Орлов-Чесменский,  имевший  титул  генерал-адмирала  и  щедро  награжденный  Екатериной  тысячами  крепостных  крестьян  (Гин  М. М.  О  двух  легендах  из  "Кому  на  Руси  жить  хорошо". В  кн.:  Н. А. Некрасов  и  русская  литература..,  с. 2839).

31.  Под  Ачаковым  бился  с  туркою...  В  1788 году  в  результате  морских  боев  русский  флот  нанес  поражение  турецкому,  и  Очаковская  крепость  была  взята  русскими  войсками.
Ст. 903.
 Под  Ачаковым... Во  время  русско-турецкой  войны  17871791 гг.  укрепленный  турками  Очаков  оказался  центром  военных  операций.  Шестимесячная  осада  его  русскими  войсками  завершилась  взятием  крепости  штурмом.
Ст. 952
953.  Досыта  не  едавшие,  Несолоно  хлебавшие... Ср.:  "Как  несолоно  хлебал";  "Досыта  не  наедаемся,  а  с  голоду  не  умираем";  "Досыта  не  наедаемся,  допьяна  не  напиваемся"  (Даль,  с. 32, 83, 84).

32.  Драть  будет  волостной...  Согласно  «Положениям»  19 февраля  1861 года,  крестьяне  получили  личную  независимость,  и  помещики  теперь  не  имели  права  подвергать  их  телесным  наказаниям,  однако  фактически  эти  наказания  продолжались,  хотя  производились  уже  по  приговору  волостного  суда.
Ст. 955.
 Драть  будет  волостной...
"Положением"  1861 г.  были  учреждены  волостные  суды,  наделявшиеся  правом  приговаривать  крестьян  к  телесным  наказаниям  (сечению  розгами).  Телесные  наказания  были  отменены  лишь  в  1904 г.

33.  Пещур  котомка  для  хлеба.
Ст. 1013. Пещур
котомка  или  лубяная  корзинка.

34.  В  чем  штука?  В  бумагах  Некрасова  сохранилась  запись  о  действительном  происшествии,  о  котором  он  слышал  в  селе  Карабихе  в  1874 году:  «Мне  рассказывали  о  крестьянине-шпионе,  который  возбудил  подозрение  в  мужиках  тем,  что,  ничего  не  делая,  одевался  щеголем  и  всегда  имел  деньги, вот  они  добрались  откуда...  И,  сообразив,  что  это  за  птица,  заманили  его  в  лес  и  избили.  Мужик-шпион  убрался  из  своей  деревни,  но  всюду,  где  он  ни  появлялся,  его  били по  наказу.  Помнится,  что  история  эта  кончилась  трагически».
Ст. 1104
1166.  Светает.  Снаряжаются ~ Прогнали,  как  сквозь  строй! Эпизод  расправы  крестьян  с  доносчиком  прокомментирован  А. А. Буткевич  в  письме  от  13 декабря  1878 г.  к  С. И. Пономареву:    знаете  ли,  что  это  истинное  происшествие:  в  74 году  я  провела  лето  с  братом  в  бывшем  его  имении  Ярослав<ской>  губ.,  в  селе  Карабихе.  Не  могу  сказать  наверное,  сам  ли  исправник  или  один  из  акцизных  чиновников  рассказывал  при  мне  брату  о  крестьянине-шпионе,  который  возбудил  подозрение  в  мужиках  тем,  что,  ничего  не  делая,  одевался  щеголем  и  имел  всегда  деньги, вот  они  и  добрались  откуда  и,  сообразив,  что  это  за  птица,  заманили  его  в  лес  и  избили.  Мужик-шпион  убрался  из  своей  деревни,  но  всюду,  где  он  появлялся,  его  били  по  наказу.  Помнится,  что  история  эта  кончилась  трагически.  Все  это,  конечно  не  для  печати,  но  со  временем,  через  много,  много  лет,  когда  появится  на  свете  "Пир  на  весь  мир",  было  бы  кстати  разъяснить,  за  что  бьют  этого  злосчастного  Егорку, иначе  не  будет  смысла..."  (ЛН,  т. 5354,  с. 190).  В  некрасовских  набросках  планов  дальнейшего  развития  поэмы  имелась  заметка,  относящаяся  к  данному  эпизоду:  "Как  мужики  распорядились  с  шпионами  из  своих"  (см.  с. 598 наст.  тома).  О  подобной  расправе  крестьян  с  доносчиком  см.  очерк  П. И. Якушкина  "Бунты  на  Руси"  (1866).  Автор  очерка  передает  суждение  мужиков:    нас  отродясь  доносчиков  не  было  <...>  а  вот  он  стал  ябедником,  а  для  того  на  расправу  <...>  Мир  приговорил:  стало,  по  правде"  (Якушкин  П. И.  Соч.  СПб.,  1884,  с. 4748).

35.  Раёк  переносная  панорама  с  показом  картинок  через  увеличительное  стекло.
Ст. 1199. Раек
ящик  с  передвижными  картинками,  которые  рассматривают  через  увеличительные  стекла.  Раешник  сопровождал  показ  картинок  комическими  или  сатирическими  прибаутками.

36.  Пенция  пенсия.

37.  А  коли  семь-то  рубликов...  В  связи  с  передачей  в  1868 году  Николаевской  железной  дороги  частным  владельцам  плата  за  проезд  от  Москвы  до  Петербурга  в  третьем  классе  повысилась  с  пяти  рублей  (ранее  плата  равнялась  четырем  рублям)  до  шести,  а  затем  до  семи  рублей  пятидесяти  копеек.
Ст. 1230
1231.  А  коли  семь-то  рубликов  Платить... В  1868 г.  Комитет  министров  повысил  тарифы  на  Московско-Петербургской  железной  дороге  с  5 руб.  до  7 руб.  50 коп.  для  проезда  пассажиров  3-го  класса.  Поездка  по  железной  дороге  оказывалась  теперь  практически  недоступной  для  простого  люда (см.:  Кубиков  И. Н.  Комментарий  к  поэме  Некрасова  "Кому  на  Руси  жить  хорошо",  с. 112113).  Это  правительственное  мероприятие  и  его  последствия  стали  предметом  обсуждения  на  страницах  "Отечественных  записок"  в  статье  "Оглянемся  назад",  принадлежавшей  В. В. Берви-Флеровскому.  Автор,  говоря  о  повышении  железнодорожных  тарифов,  писал:  "Явились  в  свет  чудовищные  паровозные  тарифы,  которые  постоянно  повышались  в  то  время,  когда  они  должны  были  понижаться;  для  перемещающегося  по  железным  дорогам  населения  они  сделались  невыносимым  гнетом,  народ  во  множестве  идет  пешком,  вместо  того  чтобы  платить  непомерные  тарифы.  Железные  дороги  все  более  превращаются  в  гнетущую  монополию..."  (ОЗ,  1876,  № 5,  с. 143).

38.  Редут  небольшое  военное  укрепление,  охваченное  со  всех  сторон  рвом  и  земляным  валом.

39.  Георгий  «знак  отличия  военного  ордена»  св.  Георгия;  этим  Георгиевским  крестом  награждались  за  боевые  заслуги  только  нижние  воинские  чины  (рядовые,  ефрейторы,  унтер  офицеры).  Ср.  выше,  примечание  11.

40.  Война  под  Севастополем  Героическая  оборона  русской  армии  в  войне  18541855 годов  против  объединенных  сил  Франции,  Англии,  Турции.
Ст. 1270
1277.  У  богатого ~ Оскотинился.  (Ср.  также  ст. 12861296:  Только  трех  Матрен ~ Несет  каравая...). В  основе  песен  фольклорные  приговорки,  раешные  стишки.  Запись  их  Некрасовым  относится  к  18431848 гг.,  когда  поэт  работал  над  "Жизнью  и  похождениями  Тихона  Тростникова",  их  тексты  находятся  в  составе  черновиков  этой  повести:  "Вапюха!  давай-ка  табаку  понюхам  носового,  да  помянем  Кузьму  Мосолова,  Тюшу  да  Матюшу,  избранную  душу,  Аверьку  да  Романа,  коверкало  бы  его  да  ломало,  трех  Матрен  да  Луку  с  Петром,  дедушку  Трифона  да  бабушку  Власьевну...  На  Волге  на  берегу  лежит  вот  эдакий  рожище  табаку.  Наш  брат,  голенький  голячок,  садится  на  скачок,  потягивает  табачок,  божью  травку,  Христов  корешок,  бога  хвалит,  Христа  величает,  а  богатого  проклинает.  У  богатого,  у  богатины  много  пива  и  меду,  да  мало  в  том  проку.  Он  меня  не  напоит,  не  накормит,  со  своей  женой - - -"  (ПСС,  т. VI,  с. 523).  Аналогичные  приговорки  были  зафиксированы  позднее  у  Даля:  "Чок!  чок!  чок!  табачок,  садится  добрый  молодец  на  толчок,  испивает  божью  траву.  Христов  корешок".  "Понюхаем  табаку  носового,  вспомянем  Макара  плясового,  трех  Матрен  да  Луку  с  Петром",  "Бога  хвалим,  Христа  величаем,  богатого  богатину  проклинаем",    богатого-богатины  пива-меду  много,  да  с  камнем  бы  его  в  воду"  (Даль,  с. 909, 71, 742).
Ст. 1356. Деньга
полкопейки. 
Ст. 1367
136 8. Ему бы в Питер надобно До комитета раненых. "Комитет о раненых" был учрежден в 1814 г. (с декабря 1877 г. назывался "Александровским").

41.  Потомок  татар,  как  коня,  выводил...  Намек  на  позорную  торговлю  крепостными  как  личной  собственностью  помещиком,  многие  из  которых  вели  свою  родословную  от  предков-татар  (ср.  в  главе  «Помещик»  рассказ  Оболта-Оболдуева  о  своем  «дворянском  дереве»).
Гриша
 Добросклонов. В  письме  к  С. И. Пономареву,  внося  необходимые  поправки  в  рукопись  "Пира",  А. А. Буткевич  к  фамилии  Добросклонов  дает  собственное  примечание:  "Это  Добролюбов"  (ЛН,  т. 5354,  с. 190). 
Ст. 1703.
 ...на  верстак...
Здесь:  стойка,  прилавок.

42.  «Русь»  Созданный  Некрасовым  поэтический  образ  «Руси»  был  использован  В. И. Лениным  в  статье  «Главная  задача  наших  дней»,  написанной  через  несколько  месяцев  после  Октябрьской  революции.  Формулируя  главную  задачу,  стоявшую  перед  молодым  Советским  государством,  Ленин  считал  необходимым  «добиться  во  что  бы  то  ни  стало  того,  чтобы  Русь  перестала  быть  убогой  и  бессильной»,  и  полагал,  что  «у  нас  есть  материал  и  в  природных  богатствах,  и  в  запасе  человеческих  сил,  и  в  прекрасном  размахе,  который  дала  народному  творчеству  великая  революция, чтобы  создать  действительно  могучую  и  обильную  Русь».
Ст. 1764
1765.  Сила  в  ней  скажется  Несокрушимая! Эти  строки  часто  перефразировались  в  пропагандистской  литературе  революционных  народников.  См.,  например,  сказку    четырех  братьях":  четверо  путешествующих  братьев  из  конца  в  конец  обошли  "Русь  крещеную",  попали  на  каторгу,  но  не  потеряли  веры,  что  "пробудится  народ,  он  почует  в  себе  силу  могучую,  силу  необоримую"  (Агитационная  литература  русских  революционных  народников.  Л.,  1970,  с. 294).  См.  об  этом:  Соколов  Н. И.  Некрасов  и  литературное  народничество. РЛ,  1967,  No 3.  

Другие
 редакции  и  варианты 

С. 517
 ...рыбак  архан<гельский>...
М. В. Ломоносов.  Ср.  стихотворение  "Школьник"  (наст.  изд.,  т. II,  с. 34). 
С. 533.
 Ее  к  нам  барин-странничек ~ Недолго  погулял!
Намек  на  один  из  многочисленных  эпизодов  "хождения  в  народ",  когда  распространителей  литературы  арестовывали  за  антиправительственную  пропаганду. 
С. 554.
 ...божевольного...
Здесь:  блаженного,  юродивого.  Ср.  также  у  Некрасова  в  "Тонком  человеке":  "Человека  недальнего  и  бесхарактерного,  нестойкого  в  слове  не  с  дурного  умысла,  а  по  слабости,  народ  зовет  божевольным"  (ПСС,  т. VI,  с. 443). 
С. 566.
 Пули  сардинские...
Фольклорный  отзвук  италийских  походов  Суворова.

 

#.  Когда  наступали  торжественные  дни,  Кострова  искали  по  всему  городу  для  сочинения  стихов  и  находили  обыкновенно  в  кабаке  или  у  дьячка,  великого  пьяницы,  с  которым  был  он  в  тесной  дружбе.  (1097)
 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ