часть первая

Н. А. Некрасов

комм. к части 1

пролог

глава I

глава II

глава III

глава IV

глава V


примечания

пролог
1. Ст. 5. Семь  временнообязанных...  19 февраля  1861 года  крепостное  право  было  отменено,  но  зависимость  крестьян  от  помещиков  во  многом  сохранилась.  За  право  пользования  землей  крестьяне  были  обязаны  нести  повинности  в  пользу  своих  бывших  владельцев.  Крестьяне  считались  «временнообязанными»  до  момента  выкупа  своей  земли,  после  чего  становились  уже  «крестьянами-собственниками».  Однако  переход  на  выкуп  всецело  зависел  от  воли  помещиков  и  затянулся  более  чем  на  двадцать  лет.  «Пресловутое  «освобождение»,  писал  В. И. Ленин, было  бессовестнейшим  грабежом  крестьян,  было  рядом  насилий  и  сплошным  надругательством  над  ними».  
      Согласно  "Положениям"  о  крестьянах,  выходящих  из  крепостной  зависимости,  утвержденным  19 февраля  1861 г.,  крестьяне  после  отмены  крепостного  права  обязывались  нести  определенные  повинности  в  пользу  своих  бывших  владельцев  и  считались  "временнообязанными"  до  момента  выкупа  земли,  после  чего  переходили  в  разряд  "крестьян-собственников".  Этот  процесс  всецело  зависел  от  воли  помещиков  и  затянулся  более  чем  на  20 лет.  "Пресловутое  "освобождение",
писал  В. И. Ленин, было  бессовестнейшим  грабежом  крестьян,  было  рядом  насилий  и  сплошным  надругательством  над  ними"  (Ленин  В. И.  Полн.  собр.  соч.,  т. 20,  с. 173). 
      [Обязательная  дань  классикам  М.-Л.,  без  которой  ни  И. Ю. Твердохлебов,  ниже  М. Н. Бычков  не  смогли  бы  опубликовать  свои  исследования.  А  кто  у  кого  списывал,  решайте  сами.]

Ст. 613. Подтянутой  губернии ~ Неурожайка  тож...  Давно  отмечено  (см.:  Кубиков  И. Н.  Комментарий  к  поэме  Некрасова  "Кому  на  Руси  жить  хорошо".  М.,  1933,  с. 13),  что  поэтика  географических  названий  имеет  в  эпопее  Некрасова  социальный  смысл.  Но  при  всей  публицистической  заостренности  названия  эти  созданы  по  типу  реально  существовавших.  Так,  в  Ярославской  губернии  можно  было  встретить  деревни  Горелово,  Погорелово,  Пожарово,  Гари,  Горелки,  более  пяти  Погорелок,  Голодухино,  Дымоглотово.  В  справочнике  Нижегородской  губернии  (за  1863 год)  указаны  и  описаны  деревни  Горелова,  Заплатино,  Дырино,  Несытово.  См.  об  этом:  Яковлев  К. Ф.  От  конкретных  фактов  к  художественному  обобщению.  В  кн.:  О  Некр.,  вып. I, с. 236249;  Краснов  Т. В,  Изображение  народа  в  поэме  Некрасова  "Кому  на  Руси  жить  хорошо"  там  же,  с. 106  108;  Розанова  Л. А.  Поэма  Н. А. Некрасова  "Кому  на  Руси  жить  хорошо".  Комментарий.  Л.,  1970, с. 49  50.  "По-видимому,  как  раз  обилие  деревень  с  такими  названиями,  особенно  плотно  сосредоточенных  по  Волге,  и  подсказало  Некрасову  путь  социальной  символической  характеристики  пореформенной  Руси"  (Яковлев  К. Ф.  Указ.  соч.,  с. 246).  Этот  прием  мог  быть  подсказан  также  и  фольклором,  в  частности  поговорками.  В  "Пословицах  русского  народа"  В. И. Даля,  в  разделе  "Достаток  убожество",  приведена  поговорка:  "Обыватель  Голодалкиной  волости,  села  Обнищухина"  (Даль,  с. 66).  Аналогичная  поговорка  ("Голодухиной  волости  села  Обнищухина")  внесена  в  "Список  пословиц  и  поговорок"  В. А. Слепцовым  (ЛН,  т. 71, с. 433). 
      [Однако,  до  сего  дня  сохранились,  пройдя  через  горнило  советской  цензуры,  Огрызково 
район  г. Бологое,  Горелово  местечко  близ  г. Пушкина,  Рвота  деревня  недалеко  от  Пскова.]

Ст. 14. Сошлися
  и  заспорили...  Еще  в  1878 г.  О. Ф. Миллер  (см.:  Миллер О.  Публичные  лекции.  Изд.  2-е,  СПб.,  1878,  с. 332337)  обратил  внимание  на  близость  "Пролога"  поэмы  к  сказке  о  Правде  и  Кривде,  где  мужики,  заспорив,  чем  лучше  жить,  правдой  или  кривдой,  в  поисках  ответа  отправляются  на  дорогу  спрашивать  встречных.  Эта  сказка  была  напечатана  в  сборнике  А. Н. Афанасьева,  к  которому  Некрасов  обращался  во  время  работы  над  поэмой  "Мороз,  Красный  нос".  Вероятно,  ориентация  Некрасова  на  этот  сказочный  сюжет  имела  следствием  привлечение  в  поэму  и  других  фольклорных  элементов.  Так,  с  нормами  сказочной  поэтики  связаны  зачин  поэмы  ("В  каком  году  рассчитывай,  В  какой  земле  угадывай"),  формулы  типа  "Шли  долго  ли,  коротко  ли...,",  широкое  использование  эпического  числа  "семь";  из  народных  сказок  пришли  в  поэму  говорящая  птичка,  скатерть-самобранка,  мотивы  отыскивания  волшебной  коробочки,  интереса  животных  к  спору  мужиков.

Ст. 2832. Мужик,  что  бык:  втемяшится ~ Всяк  на  своем  стоит!  Стихи  представляют  собой  контаминацию  пословиц  и  поговорок:  "Мужик,  что  бык,  упрется,  не  своротишь"  (см.:  Песни,  сказки,  пословицы,  поговорки  и  загадки,  собранные  Н. А. Иваницким  в  Вологодской  губернии.  Вологда,  1960,  с. 187),  "У  упрямого  на  голове  хоть  кол  теши!",  "Хоть  кол  на  голове  теши  он  все  свое",  "Ему  в  башку  этого  не  вдолбишь  (и  клином  не  вобьешь),"  (Даль,  с. 205, 206, 488).

Ст. 8084.  Ой  тени!  тени  черные! ~ Нельзя  поймать  обнять!  Стихи  основаны  на  народных  загадках  про  тень:  "Что  с  земли  не  подымешь?",  "Что  глазами  видеть  можно,  а  руками  взять  нельзя?",  "Чего  не  догонишь?"  (Садовников,  № 1884, 1885, 1887). 

Ст. 89
90.  "Ну!  леший  шутку  славную  Над  нами  подшутил!  Ср.  народное  поверье:  заблудился  значит  леший  закружил.  У  Даля:  "Леший  пошутит  домой  не  пустит"  (с. 969). 

2.  
Косушка  полбутылки  (сороковая  часть  ведра,  четверть  штофа;  см.  примечание  15).  
Ст. 108.  Косушка
  полбутылки,  или  четверть  штофа,  сороковая  часть  ведра. 
      [Ныне  
косушка  называется  маленькой  или  сороковухой  при  условии,  что  ведро  содержит  десять  литров.]

Ст. 193200.  А  эхо  вторит  всем, ~ Без  языка  кричит!  Художественная  переработка  народной  загадки  про  эхо  (отголосок):  "Живет  без  тела,  говорит  без  языка,  плачет  без  души,  смеется  без  радости;  никто  его  не  видит,  а  всяк  слышит"  (Даль,  с. 1063). 
      [Предполагается,  что  читатель  не  знает,  что  такое  
эхо.  "Живёт  без  тела  и  кричит  без  дела".]

3.  
Сова – замоскворецкая  княгиня...  былинно-песенный  образ.  В  былинах-старинах  о  птицах  (например,  «Каково  птицам  жить  на  море»)  нередко  встречается  аллегорическое  уподобление  птиц  представителям  различных  сословий  и  социальных  групп:  орел  воевода,  сова  воеводша,  ястреб  стряпчий,  лебедушки  княгини,  чирята  крестьяне,  воробьи  холопы,  ворон    игумен,  утушки  купецкие  женки  и  т. п.  (ср.  также  песню  птиц  в  «Снегурочке»  Островского,  Пролог,  явление  1). Замоскворецкая  княгиня  то  есть  купчиха.  Замоскворечье  чисто  купеческая  часть  старой  Москвы,  отличавшаяся  своеобразием  жизненных  нравов  и  бытового  уклада.
Ст. 201
202.  Сова  замоскворецкая  Княгиня...  традиционно-поэтический  образ,  характерный  для  былин-старин  (например,  "Каково  птицам  жить  на  море"),  где  встречается  аллегорическое  уподобление  представителей  различных  социальных  групп  и  сословий  птицам:  княгиня  лебедушка,  купецкая  женка  утушка,  воевода  орел,  воеводша   сова,  игумен  ворон,  стряпчий  ястреб,  холопы  воробьи  и  т. п.  Замоскворечье  чисто  купеческая  часть  старой  Москвы,  отличавшаяся  своеобразием  жизненных  нравов  и  бытового  уклада.  Замоскворецкая  княгиня  купчиха. 
      [Я,  грешный,  думал,  что  это  и  есть  плагиат,  но,  вероятно,  ошибался.]

Ст. 227228.  И  молвил:  "Пташка  малая,  А  ноготок  востер!  Перефразировка  народной  пословицы  "Невеличка  птичка,  да  ноготок  остер"  (Даль,  с. 593).


  Глава I
  ПОП

Ст. 394395.  Широкая  дороженька,  Березками  обставлена...  В  описании  "дороженьки",  с  которой  начинается  странствие  семерых  мужиков,  запечатлены  приметы  хорошо  знакомого  Некрасову  с  детства,  проходившего  через  Грешнево  столбового  почтового  тракта  так  называемой  "низовой"  Ярославско-Костромской  дороги.  В  названиях  упомянутых  в  первой  части  поэмы  деревень  (Иваньково,  Босово  и  др.)  узнаются  действительные  наименования  известных  Некрасову  деревень  и  сел  (см.:  Попов  А. В.  Топография  поэмы  "Кому  на  Руси  жить  хорошо".  В  кн.:  Н. А. Некрасов  и  Ярославский  край.  Ярославль,  1952;  Тарасов  А. Ф.  О  местных  источниках  поэмы.  В  кн.:  Истоки).

Ст. 415418.  Пришла  весна  сказался  снег! ~ Когда  умрет,  тогда  ревет.  В  основе  этого  образа  лежит  народная  загадка  про  снег:  "Летит  молчит,  сядет  молчит,  а  помрет  да  сгинет,  так  и  заревет"  (Даль,  с. 1064)  или  "Летит  молчит,  лежит  молчит,  Когда  умрет,  тогда  заревет"  (Садовников,  No 1964). 
      [Я  не  думаю,  что  комментаторы  считают  читателя  дураком,  здесь  элементарное  желание  набрать  больше  печатных  листов.]

 
4.  
Больней  того  на  новые  деревни  им  глядеть.  Намек  на  частые  пожары  в  деревнях,  разорявшие  крестьян  (ср.  стихотворения  Некрасова  «Пожарище»,  «Ночлеги.  II.  На  погорелом  месте»).
Ст. 428
430.  ...строит  вас  Не  лишняя  копеечка,  А  кровная  беда!..  Смысл  намека  на  "кровную  беду"  яснее  раскрыт  в  тексте  черновой  рукописи,  где  далее  следовали  строки:  "Ой  вы!  пожары  лютые;  Что  вы  пустили  на  ветер  Крестьянского  труда..."  (см.:  Другие  редакции  и  варианты,  с. 259).  О  частых  деревенских  пожарах,  разорявших  крестьян,  см.  главы  "Пьяная  ночь",  "Пир  на  весь  мир",  а  также  стихотворения  Некрасова  "Деревенские  новости",  "Пожарище",  "Ночлеги. II.  На  погорелом  месте"  (см.:  наст.  изд.,  т. II,  с. 95,  160,  т. III,  с. 159).

Ст. 440441.  Солдаты  шилом  бреются,  Солдаты  дымом  греются...  народная  пословица.  Ср.  у  Даля:  "Солдат  шилом  бреется,  дымом  греется"  (с. 784).

Ст. 459462.  Лука  похож  на  мельницу ~ Небось,  не  полетит.  Творческая  переработка  народной  загадки  про  мельницу:  "Птица-юстрица  на  девяти  ногах  стоит,  на  ветер  глядит,  крыльями  машет,  а  улететь  не  может"  (Садовников,  № 1117);  "Птица-юстрица  на  ветер  глядит,  крыльями  машет,  сама  ни  с  места"  (Даль,  с. 591).  Сравнение  Луки  с  мельницей  перенесено  Некрасовым  в  главу  "Поп"  из  ранней  редакции  главы  "Помещик",  где  оно  встречается  не  в  авторской  речи,  а  в  речи  самих  мужиков  и  адресовано  не  Луке,  а  Роману.

Ст. 535.  Живу...  а  как?  Послушайте!  Одним  из  источников  сведений  о  незавидной  жизни  рядового  сельского  священника  Некрасову  могла  послужить  запрещенная,  но  получившая  широкую  известность  в  России  книга  И. С. Беллюстина  "Описание  сельского  духовенства"  (Париж,  1858). 

5.  
Как  достается  грамота  поповскому сынку...  Обучение  в  духовных  училищах  и  семинариях  основывалось  на  муштре  и  бессмысленной  зубрежке.  Распорядок  жизни  был  подчинен  суровому  режиму,  провинившихся  подвергали  телесным  наказаниям  (см.  в  главе  «Доброе  время  добрые  песни»  строки  о  пребывании  в  семинарии  Гриши  Добросклонова,  ср.  также  «Очерки  бурсы»  Н. Г. Помяловского).
Ст. 547
548.  Как  достается  грамота  Поповскому  сынку...  Обучение  в  духовных  училищах  и  семинариях  было  основано  на  муштре  и  бессмысленной  зубрежке,  режим  был  очень  суровым,  провинившихся  подвергали  телесным  наказаниям.  Об  истязаниях  бурсаков  Некрасов  упоминал  ранее  в  стихотворной  пьесе  "Забракованные"  (1859;  наст.  изд.,  т. VI).  В  1860-х  гг.  на  невыносимо  тяжелое  положение  обучающихся  в  бурсе  указывали  И. С. Никитин  ("Дневник  семинариста"),  Д. И. Писарев  ("Погибшие  и  погибающие"),  Н. Г. Помяловский  ("Очерки  бурсы").  О  последней  книге,  появление  которой  стало  значительным  событием,  упоминается  в  набросках  к  главе  "Пир  на  весь  мир"  (см.:  Другие  редакции  и  варианты,  с. 515;  ср.  в  той  же  главе  строки  14301441,  15191520 о  пребывании  в  семинарии  Гриши  Добросклонова  наст.  том,  с. 225, 227). 

6.  Какой  ценой  поповичем  священство  покупается...  Должность  священника  передавалась  до  1869 года  по  наследству  тому,  кто  женился  (обыкновенно  по  расчету)  на  дочери  или  наследнице  священника.  
Ст. 549
550.  Какой  ценой  поповичем  Священство  покупается...  До  1869 г.  существовало  правило,  по  которому  место  священника  передавалось  окончившему  семинарию  претенденту  только  в  том  случае,  если  он  женился  на  дочери  или  наследнице  своего  предшественника. 
      [Должность  священника  действительно  передавалась  по  наследству,  но  следует  иметь  в  виду,  что  наследующие  священство  должны  были  иметь  начальное  образование,  что  бурсаки,  учащиеся  семинарий  освобождались  от  воинской  службы,  а  это  очень  сильный  аргумент,  чтобы  бороться  за  священство.]

Ст. 587
588.  Кого  вы  называете  Породой  жеребячьею?  О  насмешливо-презрительном  отношении  русского  народа  к  духовенству  говорил  В. Г. Белинский  в  известном  "Письме  к  Гоголю":  "Про  кого  русский  народ  рассказывает  похабную  сказку?  Про  попа,  попадью,  попову  дочь  и  попова  работника.  Кого  русский  народ  называет:  дурья  порода,  колуханы,  жеребцы?  Попов...,"  (Белинский,  т. X,  с. 215).

Ст. 592
593.  "С  кем  встречи  вы  боитеся,  Идя  путем-дорогою?  Ср.  народное  поверье:  "Встретил  попа  нехорош  выход"  (Даль,  с. 53). 

Ст. 624
625.  Смеется  солнце  красное,  Как  девка  из  снопов.  Художественная  переработка  народной  загадки  про  солнце:  "Красная  девушка  в  окошко  глядит"  (Даль,  с. 1061). 

Ст. 686
687.  Как  племя  иудейское,  Рассеялись  помещики...  Намек  на  расселение  еврейского  народа  по  многим  странам  Европы,  Азии  и  Америки. 
      [Намёк!  Прямее  не  скажешь.]

7 Раскольники  то  есть  члены  религиозных сект,  не  признающих  учения  официальной  церкви.  [Это  очень  упрощённое  толкование.  Раскол  православной  церкви  произошёл  во  времена  Алексея  Михайловича  по  вопросу  толкования  Библии.  Идеологом  раскольников  был  протопоп  Аввакум,  бывший  другом  царя  и  сожженный  им.]  Они  подвергались  жестоким  притеснениям  со  стороны  правительства  и  находились  под  надзором  местного  духовенства,  которое  понуждало  их  к  взяткам  и  смотрело  на  раскол  как  на  доходную  статью.  С  1864 года  положение  раскольников  было  несколько  улучшено,  надзор  за  ними  был  передан  гражданским  властям  («поповскому  доходу  мат  пришел»).
Ст. 711
712.  Законы,  прежде  строгие  К  раскольникам,  смягчилися... Члены  религиозных  сект,  не  признававших  учения  официальной  церкви,  подвергались  жестоким  притеснениям  со  стороны  правительства  и  находились  под  надзором  местного  духовенства,  которое  смотрело  на  них  как  на  весьма  доходную  статью.  С  1864 г.  надзор  за  раскольниками  был  передан  гражданским  властям  и  их  положение  стало  улучшаться. 

8.  
Воздухи  легкие  покрывала  для  церковных  сосудов  с  причастием.
Ст. 726.  Никто  не  вышьет  воздухов...
Воздухи легкие  вышитые  покрывала,  употреблявшиеся  для  покрытия  "святых  даров"  при  совершении  церковных  обрядов.

9.  Крутая  радуга  к  вёдру;  пологая к  дождю.  [Примечание  автора.]  Вёдро  ясная  погода.

10.  
За  требу  воздаяние...  плата  священнику  за  обряд  богослужения,  совершаемый  по  просьбе  прихожан:  крестины,  венчание,  отпевание,  «освящение»  дома,  колодца  и  т. п.
Ст. 785.  За  требу  воздаяние...
Речь  идет  о  плате  священнику  за  обряды  и  молебствия,  совершаемые  по  просьбе  прихожан:  крещение,  венчание,  отпевание,  освящение  дома,  колодца  и  т. п. 

Ст. 804
807.  Дворяне  колокольные ~ Поповы  терема... В  основе  образа народные  речения  и  поговорки  о  попах,  например:  "Из  высоких  дворян,  чьи  терема  под  небеса  ушли",  "Из  колокольных  дворян"  (Даль,  с. 782). 

Ст. 828
832.  Так  с  бородой  козел ~ И  посейчас  козел!.." Контаминация  народных  загадок  про  козла  ("Кто  с  бородой  родился?" Садовников,  № 899)  и  барана  ("Кто  прежде  родился:  баран   или  Адам?" Садовников,  № 2210).


Глава II  СЕЛЬСКАЯ ЯРМОНКА

Ст. 846.  А  тут хоть  волком  вой! Ср.  народные  поговорки:  "Хоть  песни  пой,  хоть  волком  вой",  "Хоть  волком  выть"  (Даль,  с. 86. 132). 

Ст. 854
858.  Земля  не  одевается ~ Печальна  и  нага. Художественная  переработка  образа,  взятого  из  народной  загадки:  "Ни  хилела,  ни  болела,  а  саван  надела  (земля,  снег)"  (Даль,  с. 1064).

11.  На  Николу  вешнего...  Николин  день  праздновался  9 мая  старого  стиля  и  зимой 6 декабря.  «Два  Николы:  один  с  травой,  другой  с  морозом».  «Никола  вешний лошадь  откормит,  Никола  зимний  лошадь  на  двор  загонит»  («Пословицы  русского  народа»  В. Даля).
Ст. 865.  Лишь  на  Николу  вешнего...
Весенний  Николин  день  праздновался  9 мая  ст.  стиля  (Никола  зимний 6 декабря).  В  пословицах  говорилось:  "Два  Николы:  один  с  травой,  другой  с  моровом",  "Никола  зимний  лошадь  на  двор  загонит,  Никола  вешний  лошадь  откормит"  (Даль,  с. 898, 983).

Ст. 881883.  Замок собачка  верная ~ А  не  пускает  в  дом! Ср.  народную  загадку  про  замок:  "Черненькая  собачка  свернувшись  лежит:  не  лает,  не  кусает,  а  в  дом  не  пускает"  (Даль,  с. 656).

Ст. 914.  Плот  ходит  ходенем народный  фразеологизм.  У  Даля:  "Так  ходенем  и  ходит"  (с. 115).

12.  Праздник  храмовой  главный  церковный  праздник  на  селе,  когда  отмечалась  память  того  святого,  в  честь  которого  построена  местная  приходская  церковь.  В  данном  случае  в  селе  Кузьминском  храмовой  (престольный)  праздник  приходился,  по  всей  видимости,  на  Николин  день.
Ст. 926.  И  праздник  храмовой.
Храмовой  праздник местный  церковный  праздник  в  день  памяти  того  святого,  в  честь  которого  построен  в  данном  селе  храм. 
      [Ныне  далеко  не  в  каждой  деревне  есть  храм,  однако  память  народная  хранит  свои  храмовые  праздники  до  сих  пор.]

Ст. 929
930.  "Пойдем  в  село  Кузьминское.  Посмотрим  праздник-ярмонку!" В  описании  ярмарки  отразились  впечатления  Некрасова  от  посещения  Нижегородской  ярмарки  в  1863 г.,  а  также  других  ярмарок  в  Ярославской  и  соседних  с  ней  губерниях.

13.  Гостиный  двор  торговые  ряды  (гость в  старину  иногородний  или  иноземный  купец).

14.  Крестьянские  шлыки  остроконечные  шапки. 
Ст. 969.  Шлык
остроконечная  шапка.

15.  Штофные  лавочки  питейные  лавки  (штоф бутылка  водки,  1/10 часть  ведра).
Ст. 972.  Штофная  лавочка
питейная.  Штоф четырехугольная  бутыль,  емкостью  равная  1/10 части  ведра.

16.  «Ренсковой  погреб» магазин  русских  и  иностранных  виноградных  («рейнских») вин  с  продажей  только  навынос.
Ст. 974.  ..."ренскового  погреба"...
Имеется  в  виду  лавка  русских  и  иностранных  ("рейнских")  виноградных  вин  с  продажей  на  вынос.

17.  Подол  на  обручах!  Кринолин,  подражание  городской  моде  того  времени;  в  пышную  юбку  для  поддержания  формы  вшивали  полосы  из  китового  уса  (или  стальные).
Ст. 1005.  Подол  на  обручах!
Так  названа  имитация  кринолина,  модного  в  1860-х  гг.:  в  пышную  юбку  для  поддержания  ее  формы  вшивали  полосы  из  китового  уса  (или  металла).

18.  До  Петрова!  «Петров  день проводы  весны»;  праздновался  29 июня;  «С  Петрова  дня  красное  лето,  зеленый  покос»  («Пословицы  русского  народа»  В. Даля).
Ст. 1016.  Стоит  до  Петрова!
В  Петров  день  (29 июня  ст.  стиля)  праздновались  проводы  весны.  С  этого  дня  наступало  "красное  лето"  и  начинался  покос.  "На  Петров  день  солнышко  играет",  "С  Петрова  дня  красное  лето,  зеленый  покос"  (Даль,  с. 987).

19.  Косуля  соха  с  одним  сошником,  отваливающая  землю  на  одну  сторону.
Ст. 1029. Косуля
соха с одним лемехом, отваливающая землю только на одну сторону. 
      [Косуля,  от  того,  что  косая.]

Ст. 10321033.  Там  шла  торговля  бойкая,  С  божбою,  с  прибаутками... Ср.  народную  поговорку:  "Без  божбы  не  продашь"  (Даль,  с. 572).

Ст. 10541058.  "Подлец  ты,  не  топор!  ~ А  ласков  не  бывал!" В  этих  стихах  использована  народная  загадка  про  топор:  "Кланяется,  кланяется:  придет  домой,  растянется"  (Даль,  с. 589).

20.  Издельем  кимряков  Село  Кимры  (бывшей  Тверской  губернии)  являлось  крупным  центром  обувного  кустарного  промысла.
Ст. 1063.  Издельем  кимряков.
Село  Кимры  Тверской  губернии  издавна  славилось  кустарным  кожевенно-обувным  промыслом.

21.  Павлуша  Веретенников  собирательный  образ  «заступника  народного»  из  дворян.  Прообразом  Павла  Веретенникова  послужили  Некрасову,  вероятно,  известные  собиратели  русских  народных  песен,  былин,  пословиц  и  сказаний,  изучавшие  также  местные  народные  обычаи  и  культуру, Павел  Якушкин  и  Павел  Рыбников.  Их  деятельность  носила  прогрессивный  характер  и  была  связана  с  демократическим  движением  60-х  годов.
Ст. 1105.  Павлуша  Веретенников...
Образ  этого "народного  заступника"  из  дворян  носит  обобщающий  характер  и  в  то  же  время  вызывает  ассоциации  с  реальными  деятелями  демократического  движения  1860-х гг.,  прежде  всего  с  известными  фольклористами  и  этнографами  П. Якушкиным  и  П.  Рыбниковым.  Это  сходство  проступало  в  первоначальной  редакции  эпизода  (см.:  Другие  редакции  и  варианты,  с. 285, 298)  еще  отчетливее:  там  "добрый  барин"  прямо  назван  Рыбниковым.  Высказывалось  предположение,  что  в  окончательной  редакции  текста  Некрасов  воспользовался  фамилией  журналиста  П. Ф. Веретенникова,  посещавшего  несколько  лет  подряд  Нижегородскую  ярмарку  и  известного  своими  публикациями-отчетами  о  ней  в  "Московских  ведомостях"  (см.:  Лебедев Ю. В.  Об  истоках  образа  Павлуши  Веретенникова  в  поэме  "Кому  на  Руси  жить  хорошо". Некр.  сб., VII,  с. 133134).

Ст. 11261127.  Так  рады,  словно  каждого  Он  подарил  рублем! Ср.  народные  поговорки:  "Что  слово  молвит,  то  рублем  подарит",  "Что  взглянет,  рублем  подарит"  (Даль,  с. 445, 827).

22.  Офени  коробейники,  мелкие  торговцы-разносчики,  торговали  главным  образом  лубочными  книжками,  картинами,  а  также  галантереей  и  прочим  товаром.

23.  Статский  состоящий  на  гражданской  (а  не  военной)  службе,  штатский.

24.  С  Лубянки – первый  вор!  В  Москве  близ  Лубянки  (ныне  площадь  Дзержинского)  находился  в  то  время  центр  Сбыта  лубочной  продукции Никольский  книжный  рынок,  где  царил  дух  торгашества.
Ст. 1162. С  Лубянки
первый  вор! В  Москве,  вблизи  Лубянской  площади  и  Никольской  улицы,  находился  Никольский  книжный  рынок центр  сбыта  лубочных  книг  и  картинок,  где  офени  и  коробейники  покупали  у  купцов  товар  оптом.  [офеня  и  коробейник синонимы]

25.  Блюхера,  архимандрита  Фотия,  разбойника  Сипко...  Прусский  фельдмаршал  Блюхер  своими  решительными  действиями  [Пленных  не  брать!] в  историческом  сражении  при  Ватерлоо  в  1815 году  способствовал  окончательной  победе  союзных  армий  над  войсками  Наполеона.  Архимандрит  новгородского  Юрьева  монастыря  Фотий,  фанатик  и  изувер;  оказывал  значительное  влияние  на  реакционную  политику  Александра I  (ср.  ряд  эпиграмм  Пушкина  на  Фотия). Разбойник  Сипко ловкий  авантюрист,  один  из  членов  шайки,  занимавшейся  подделкой  ассигнаций,  паспортов,  векселей,  заемных  писем  и  т. д.  Похождения  этого  «героя-мошенника»  и  его  арест  в  марте  1860 года  возбудили  к  нему  интерес  петербургской  публики  и  прессы.
Ст. 1163.  Блюхер  Г.-Л.  (1742
1819) прусский  генерал-фельдмаршал,  отличившийся  в  сражении  при  Ватерлоо  в  1815 г.:  своими  решительными  действиями,  способствовал  окончательной  победе  союзных  армий  над  войсками  Наполеона.  Портрет  Блюхера  распространялся  в  виде  лубочных  картинок  (см.:  Ровинский  Д. А.  Русские  народные  картинки,  т. II.  СПб., 1900,  с. 459). 

Ст. 1164.  Архимандрит  Фотий  (1792
1838) настоятель  новгородского  Юрьева  монастыря,  ханжа  и  религиозный  фанатик,  имевший  значительное  влияние  на  Александра I. 

Ст. 1165.  Разбойник  Сипко
ловкий  авантюрист,  один  из  членов  шайки,  занимавшейся  подделкой  денежных  документов.  Выдавая  себя  то  за  австрийского  графа  Мошинского,  то  за  подпоручика  Скорнякова,  то  за  богатого  Каменец-Подольского  помещика  и  капитана  в  отставке  И. А. Сипко,  он  в  1859 г.  обосновался  в  Петербурге,  затем  женился  на  дочери  тверской  помещицы  и  выманил  у  жены  капитал.  В  марте  1860 г.  был  арестован.  Похождения  "героя-мошенника"  возбудили  любопытство  петербургской  публики,  которая  толпами  стекалась  к  зданию,  где  велись  допросы.  "Дело  Сипко"  широко  освещалось  в  печати.  В  журнале  "Современник"  о  нем  писал  И. И. Панаев  в  фельетонах  "Петербургская  жизнь.  Заметки  Нового  Поэта"  (1860,  № 3 и  5).  Вскоре  вышла  в  свет  книжке  "Мнимый  капитан  Сипко"  (СПб., 1860).

26.  Книги:  «Шут  Балакирев»  и  «Английский  милорд»...  лубочные  издания,  рассчитанные  на  невзыскательный  вкус  малокультурного  читателя.  И. А. Балакирев  служил  сначала  во  дворце  при  Петре I,  затем  был  придворным  шутом  при  императрице  Анне  Ивановне.  Ему  приписывались  многочисленные  шутки  и  остроумные  выходки. Издания  «Анекдотов  о  Балакиреве»,  наводнившие книжный  рынок  с  1830-х  годов,  содержали  разнообразные  истории,  анекдоты,  остроты,  в  большинстве  переводные,  прилаженные  к  придворному  быту  и  нравам  петровского  времени.  Книга  М. Комарова  «Повесть  о  приключении  аглинского  милорда  Георга  и  о  брандебургской  маркграфине  Фридерике  Луизе»  вышла  в  свет  в  1782 году  и  затем  многократно  переиздавалась.
Ст. 1166
1167.  ...книги:  "Шут  Балакирев"  и  "Английский  милорд"... И. А. Балакиреву  (16991763),  приближенному  слуге  Петра I,  при  императрице  Анне  Иоанновне  произведенному  в  шуты,  приписывали  многочисленные  остроумные  выходки  и  смелые  шутки.  В  1836 г.  вышла  в  свет  изданная  К. А. Полевым  книга  "Полные  избранные  анекдоты  о  придворном  шуте  Балакиреве,  любимце  Петра I",  содержавшая  разнообразные  истории  и  остроты,  в  большинстве  своем  переводные,  но  приспособленные  к  русскому  быту  и  нравам  петровского  времени.  Через  некоторое  время  книжный  рынок  оказался  наводненным  дешевыми  изданиями  "Анекдотов  о  Балакиреве",  рассчитанными  на  невзыскательный  вкус  малокультурного  читателя.   Книга  Матвея  Комарова  "Повесть  о  приключении  аглицского  милорда  Георга  и  о  брандебургской  маркграфине  Фридерике  Луизе"  вышла  в  свет  в  1782 г.,  а  затем  многократно  появлялась  на  книжном  рынке  в  качестве  лубочного  издания.

27.  Эх!  эх!  придет  ли  времечко...  Этот  отрывок  о  «желанном  времечке»  вспоминал  Ленин,  который  в  1912 году  писал  о  широком  распространении  в  народе  демократической  литературы  во  времена  первой  русской  революции  1905 года:  «Демократическая  книжка  стала  базарным  продуктом.  Теми  идеями  Белинского  и  Гоголя,  которые  делали  этих  писателей  дорогими  Некрасову как  и  всякому  порядочному  человеку  на  Руси была  пропитана  сплошь  эта  новая  базарная  литература...»   К  именам  Белинского  и  Гоголя  в  черновиках  поэмы  было  добавлено  также  имя  Пушкина.
Ст. 1175.  Эх!  эх!  придет  ли  времечко...
Эти  строки  о  "желанном  времечке"  цитировал  в  1912 г.  В. И. Ленин  в  статье  "Еще  один  поход  на  демократию".  Говоря  о широком  распространении  в  народе  в  период  русской  революции  1905 г.  демократической  литературы,  Ленин  писал:  "Демократическая  книжка  стала  базарным  продуктом.  Теми  идеями  Белинского  и  Гоголя,  которые  делали  этих  писателей  дорогими  Некрасову как  и  всякому  порядочному  человеку  на  Руси была  пропитана  сплошь  эта  новая  базарная  литература..."  (Ленин  В. И.  Полн.  собр.  соч.,  т. 22,  с. 83).  В  рукописи  Некрасова  рядом  с  именами  Белинского  и  Гоголя  стояло  также  имя  Пушкина  (см.:  Другие  редакции  и  варианты,  с. 287). 
      [Никак  не  понять,  похвалил  Ильич  или  поругал.]

Ст. 1194.  "И  рад  бы  в  рай,  да  дверь-то  где?" Перефразировка  народной  пословицы:  "Рад  бы  в  рай,  да  грехи  не  пускают"  (Даль,  с. 918). 

Ст. 1203
1204.  Комедию  с  Петрушкою,  С  козою  с  барабанщицей... Непременной  принадлежностью  ярмарок  и  народных  гуляний  в  России  в  середине  XIX в.  были  кукольные  представления  ("Петрушка")  и  медвежья  потеха,  обязательным  персонажем  которой  была  коза-барабанщица  (ряженый).  "Коза"  била  в  ложки  или  в  барабан,  что  сопровождалось  забавными,  нередко  сатирическими  рифмованными  пояснениями  раешного  "деда"  или  вожака  дрессированных  животных  (см.:  Ровинский  Д. А.  Русские  народные  картинки,  т. II,  с. 360365,  а  также:  Савушкина  Н. И.  Русский  народный  театр.  М,.  1976,  с. 124125).

28.  Хожалый  полицейский  солдат,  служитель  при  полиции.
Ст. 1210
1211.  Хожалому,  квартальному  Не  в  бровь,  а  прямо  в  глаз! Ср.  народную  поговорку:  "Не  в  бровь,  а  прямо  в  глаз"  (Даль,  с. 132).  Хожалый рассыльный  при  полиции.

Глава III  ПЬЯНАЯ НОЧЬ 
 

29.  Этапное  здание  в  нем  делали  остановку  ссыльные  партии  арестантов,  следовавших  «по  этапу»  от  одного  пункта  к  другому.
Ст. 1267.  Этапное  здание дом  для  ночлега  арестантов,  которых  партиями  доставляли  под  конвоем  к  месту  ссылки  "по  этапу",  от  одного  пункта  к  другому. 

30.  
Победные  головушки  то  есть  горемычные,  несчастные,  претерпевшие  много  бед.
Ст. 1283.  Победные  головушки горемычные,  несчастные  претерпевшие  много  бед.

Ст. 12891296.  Ночь  тихая  спускается ~ Ни  глупым  не  прочесть. Художественная  переработка  народной  загадки  про  небо  и  звезды:  "Написана  грамотка  По  синему  бархату,  И  не  прочесть  этой  грамотки  Ни  попам,  ни  дьякам,  Ни  умным  мужикам:  (Садовников,  № 1852 щ). 

Ст. 13051309. Куда  же  ты,  Оленушка? ~ Погладить  не  делась! Стихи  построены  на  контаминации  народных  загадок  про  блоху:  "Мала,  а  проворна;  Где  бывает Там  повелевает..."  и  "Пои  корми,  а  погладить  не  дается"  (Садовников,  № 1678 о, 1681 а). 

31.  
Добра  ты,  царска  грамота...
  По  «Положениям»  19  февраля  1861 года  в  течение  двух  лет  вводились  в  действие  уставные  грамоты,  определявшие  размер  земли  и  повинности  крестьян.  Грамоты  составлялись  самими  помещиками  под  наблюдением  мировых  посредников,  назначавшихся  также  из  числа  дворян-помещиков.  Ограбленные  реформой  крестьяне  отказывались  подписывать  эти  грамоты,  происходили  массовые  волнения.
Ст. 13101311.  "Добра  ты,  царска  грамота,  Да  не  при  наc  ты  писана..." "Манифест"  19 февраля  1861 г.  даровал  прежним  крепостным  крестьянам  "права  состояния  свободных  сельских  обывателей",  но  одновременно  крестьянство  было  отнесено  к  "податному  сословию"  и  его  зависимость  от  помещиков  не  уничтожалась.  Уставные  грамоты,  введенные  в  действие  по  "Положениям"  19 февраля  1861 г.  и  определявшие  размер  земельного  участка  и  повинности  крестьян,  составлялись  самими  помещиками  под  наблюдением  мировых  посредников  из  числа  местных  дворян.  Крестьяне  отказывались  подписывать  такие  грамоты,  отвечали  на  них  массовыми  волнениями.  Критическое  отношение  народа  к  официальным  документам,  "грамотам"  (грамота "всякое  царское  письмо,  писание  владетельной  особы" Даль,  Словарь,  т. 1,  с. 400)  нашло  отражение  в  пословице  "При  нас  читано,  да  не  при  нас  писано  (там  же,  т. III,  с. 398). 

32. 
 
Акцизные  чиновники  В  начале  1860-х  годов  в  губерниях  и  уездах  были  образованы  акцизные  управления,  которые  осуществляли  надзор  за  порядком  государственной  продажи  и  производства  спиртных  напитков,  а  также  ведали  сбором  питейного  и  некоторых  других  налогов  в  частной  торговле.
Ст. 1313.  Акцизные  чиновники... В  губерниях  и  уездах  имелись  акцизные  управления,  которые  осуществляли  надзор  за  продажей  спиртных  напитков,  отвечали  за  сбор  питейного  и  некоторых  других  налогов.

Ст. 13171319.  И  веник  дрянь,  Иван  Ильич ~ Куда  как  напылит!" В  основе  этой  сентенции,  содержащей,  видимо,  оценку  той  же  "царской  грамоты",  лежит  народная  загадка  про  веник:  "Ни  велик  мужичок,  Ножки  жиденьки,  Подпоясан  коротенько,  А  по  избе  пройдет Так  пыль  столбом"  (Садовников,  № 300 а).

33.  Сотский  выбирался  на  сельских  сходках  из  числа  обеспеченных  и  «надежных»  крестьян  от  каждых  ста  дворов  и  находился  в  подчинении  станового  пристава,  в  руках  которого  была  сосредоточена  местная  полицейская  власть.
Ст. 1327. Сотский низший  чин  сельской  полиции;  выбирался  на  сельских  сходках  от  каждых  ста  дворов  и  находился  в  подчинении  станового  пристава,  в  руках  которого  была  сосредоточена  местная  полицейская  власть. 

34.  
Становой  становой  пристав,  начальник  полицейского  участка стана.

Ст. 13341336.  Не  веретенце,  друг! ~ Пузатее  становится. Перефразировка  народной  загадки  про  веретено:  "Чем  больше  я  верчусь,  Тем  больше  я  толстею"  (Садовников,  № 576).

Ст. 14291431. "Умны  крестьяне  русские,  Одно  нехорошо,  что  пьют  до  одурения... Проблема  народного  пьянства  широко  обсуждалась  в  публицистике  1860-х гг.  В  противоположность  либеральной  версии,  утверждавшей,  что  бедность  народная  есть  следствие  пьянства  (Халютин  Л.  Мысли  о  возможности  улучшения  быта  и  нравственности  низшего  сословия  в  России  посредством  уничтожения  винокурения  из  хлеба. С,  1859,  № 7;  Шипов  С.  О  трезвости  в  России.  СПб.,  1859 и  др.),  революционеры-демократы  считали,  что  не  бедность  есть  следствие  пьянства,  а,  наоборот,  что  у  крестьян  "нет  другого  выхода,  как  затопить  свою  тоску  в  вине...";  что  пьянство зло,  но  для  устранения  его  нужно  изменить  "условия  быта  низших  классов"  (Добролюбов  Н. А.  О  трезвости  в  России.  Соч.  Сергея  Шипова.  СПб.,  1859. Добролюбов,  т. V,  с. 297;  Чернышевский  Н. Г.  Вредная  добродетель, Чернышевский,  т. V,  с. 571575).  В  речи  Якима  Нагого  отчетливо  выражена  гражданская  позиция  Некрасова,  подошедшего  в  главе  "Пьяная  ночь"  к  острой  и  злободневной  проблеме  с  позиций,  близких  революционерам-демократам.  Вопрос  о  народной  трезвости  и  пьянстве  продолжал  широко  освещаться  и  позднее в  статьях  и  очерках  Г. З. Елисеева,  Ф. П. Еленева-Скалдина  ("В  захолустье  и  в  столице"),  привлекая  к  себе  пристальное  внимание  современников  (см.:  Гин М.  От  факта  к  образу  и  сюжету.  О  поэзии  Н. А. Некрасова.  М.,  1971,  с. 6871) 

Ст. 14831484. Весь  век  пила  железная  Жует,  а  есть  не  ест! В  основе  образа народная  загадка  про  пилу:  "Скоро  ест  и  мелко  жует,  сама  не  глотает  и  другим  не  дает"  (Даль,  с. 589). 

35.  
Пожня  покос.

Ст. 1485.  Да  брюхо-то  не  зеркало... Ср.  народную  пословицу:  "Брюхо  не  зеркало:  что  попало  в  него,  то  и  чисто"  (Даль,  с. 639). 

36.  
Тать  вор.
Ст. 14911494.  А  есть  еще  губитель-тать ~ Всё  слопает  один! Намек  на  частые  пожары  в  деревнях,  разорявшие  крестьян;  тать вор,  злодей,  грабитель. 

37.  
Всё  слопает  один!  Намек  на  пожары  (см.  выше  примечание 4).

38.  Иной  угодья  меряет,  иной  в  селенье  жителей  по  пальцам  перечтет...  Проведение  реформы  1861 года  сопровождалось  бурным  развертыванием  деятельности  многих  специальных  комитетов  по  сбору  самых  разнообразных  статистических  материалов.
Ст. 15051507.  Иной  угодья  меряет ~ По  пальцам  перечтет... Проведение  реформы  1861 г.  сопровождалось  деятельностью  многих  специальных  комитетов  по  сбору  самых  разнообразных  статистических  материалов. 

39.  
Зажорины  рытвины  и  ложбины, образовавшиеся  на  местах  скопления  талой  воды.
Ст. 1536.  Зажорины рытвины  и  ложбины,  образовавшиеся  на  местах  скопления  талой  весенней  воды.

40.  Плетюх  высокая  плетеная  корзина  для  травы  и  сена.
Ст. 1537.  Плетюха высокая  плетеная  корзина  для  травы  или  сена. 
      [Редкий  случай,  когда  можно  увидеть  разночтение:  не  сошлись  в  роде.]

Ст. 1591.  Как  липочка  ободранный... народный  фразеологизм.  У  Даля:  "Облупили  как  липку"  (с. 133).

Ст. 16371638.  Рука кора  древесная,  А  волосы песок. Создавая  портрет  Якима  Нагого,  Некрасов  шел  от  народного  творчества:  в  духовном  стихе  "О  Егории  Хоробром"  устойчиво  повторяется  образ,  выражающий  мысль  о  слитности  человека  с  природой  ("Волоса  у  них  яко  кавыл-трава,  Тело  на  них кора  яловая"  (вариант:  "кора  дубовая") Безсонов  П. А.  Калики  перехожие,  вып. II. М.,  1861,  с. 464, 421 и  др.).  С. А. Есенин  цитирует  вариант  этого  духовного  стиха:  "У  них  волосы трава,  Телеса кора  древесная"  (Есенин  С. А.  Собр.  соч.  в  6-ти  т.,  т. V.  М.,  1979,  с 170).

Ст. 16611662.  А  свиньи  ходят  по  земи Не  видят  неба  век!..." Перефразировка  народной  загадки  про  свинью:  "По  земле  ходит,  Неба  не  видит"  (Садовников,  № 881). 

Ст. 16921693.  Привстал и  бабу  за  косу,  Как  редьку  за  вихор! В  основе  стиха загадка  про  редьку:  "Кто  ни  подошел всяк  меня  за  вихор"  (Даль,  с. 1069). 

Ст. 17031708.  Иван  кричит:  "Я  спать  хочу" ~ А  Марьюшка:  "Угреемся!" фрагмент  свадебной  величальной  песни.  Близкий  некрасовскому  текст  песни  опубликован  в  1861 г.  в  "Тульских  губернских  ведомостях"  (перепечатан  в  "Этнографическом  сборнике",  вып. VI.  СПб.,  1864,  № 8,  с. 12).  Возможно,  что  Некрасов  слышал  и  другой,  идентичный  введенному  в  поэму  вариант  этой  песни.

Глава IV  СЧАСТЛИВЫЕ

41.  Пажити  здесь:  пожитки,  нажитое  добро.
Ст. 1755.  Пажити
пастбища  (устар.),  здесь:  земельные  угодья. 
      [Рекомендую  обратиться  к  словарям.]

42.  Вертоград  Христов!  Здесь  в  смысле:  весь  божий  мир  (вертоград сад).
Ст. 1762.  Весь  вертоград  Христов!
здесь:  весь  божий  мир (вертоград сад;  вертоград  Христов рай).

43.  Каменотес  олончанин...  Многие  жители  Олонецкой  губернии  (район  Онежского  озера),  богатой  залежами  мрамора,  песчаника,  известняка,  занимались  промыслом добычей  и  обработкой  каменных  пород.
Ст. 1805.  Каменотес  олончанин...
Многие  жители  Олонецкой  губернии  (р-н  Онежского  озера),  богатой  залежами  мрамора,  песчаника,  известняка,  занимались  добычей  и  обработкой  камня.

44.  Пеуны  петухи.
Ст. 1905. Пеуны
петухи. 
      [Это  тот  случай,  когда  комментарий  излишен.  Но  можно  отметить  выпадение  
в.]

45.  
У  князя  Переметьева...  Намек  на  фамилию  графов  Шереметьевых,  крупнейших  землевладельцев,  занимавших  высшие  посты  государственной  службы  и  стоявших  близко  к  царскому  двору.

46.  Трюфель  (трюфеля)  род  подземных  грибов,  употреблявшихся  в  качестве  приправы  к  дорогим  блюдам.
Ст. 1969.  Трюфель
род  подземных  грибов,  употреблявшихся  в  качестве  приправы  к  изысканным  блюдам.

47.  С  мякиною,  с  кострикою...  Мякина отходы  при  обмолоте  и  очистке  зерна.  Кострика  (или  кострица) семена  сорной  травы  костры  (также  костёр,  костерь).
Ст. 1988.  Кострика  (костра,  костерь)
отходы  при  трепке  льна,  конопли,  а  также  род  полукормовой  травы. 
      [Думаю,  истина  неведома  ни  тому,  ни  другому.]

48.  П. И. Губонин (18271894) крупнейший  подрядчик  по  каменно-строительным  работам  на  шоссейных  дорогах,  а  затем  и  на  постройке  железных  дорог.  Приобрел  репутацию  человека  участливого  к  нуждам  рабочего  люда,  делал  крупные  пожертвования  и  состоял  во  многих  благотворительных  обществах.  Выйдя  из  крепостных  крестьян  помещика  Бибикова,  Губонин  в  1858 году приписался  к  московскому  купечеству  и  быстро  достиг  его  высших  разрядов.  Позже  (в  1868 году)  был  удостоен  звания  почетного  гражданина,  а  в  1875 году  возведен  в  потомственное  дворянство.
Ст. 1994.  Досыта  у  Губонина...
П. И. Губонин  (18271894) крупнейший  подрядчик,  сын  крепостного  крестьянина-каменщика,  в  1858 г.  приписался  к  московскому  купечеству  и  быстро  разбогател,  занявшись  постройкой  шоссейных  и  железных  дорог.  Он  старался  поддерживать  репутацию  человека,  участливого  к  бедному  люду  (пожертвования,  участие  во  многих  благотворительных  обществах).  В  1868 г.  добился  звания  потомственного  почетного  гражданина,  а  в  1875 г.  был  возведен  в  потомственное  дворянство.

Ст. 20382039. А  вам  бы,  други  милые,  Спросить  Ермилу  Гирина... Образ  честного  и  неподкупного  "заступника  народного"  Ермила  Гирина  и  рассказ  об  Адовщине  навеяны  воспоминаниями  Некрасова  о  его  давней  поездке  в  село  Фоминка  Владимирской  губернии некогда  вотчину  князей  Одоевских  (называвшуюся  также  Одоевщиной,  а  по  меткому  крестьянскому  словоупотреблению "Адовщиной"),  в  то  время  уже  имение графини  О. А. Орловой,  супруги  генерал-адъютанта  А. Ф. Орлова.  Имением  по  доверенности  управлял  крестьянин  Алексей  Дементьевич  Потанин (17971853),  отличавшийся  необычайной  честностью  и  справедливостью  и  отменивший  однажды  решение  односельчан  сдать  в  рекруты  вместо  его  сына  вне  очереди  сына  вдовы-крестьянки  (см.:  Некрасов  Н. К.  По  их  следам,  по  их  дорогам. Н. А. Некрасов  и  его  герои.  Изд. 2-е.  М.,  1979,  с. 158161).  "Адовщину"  и  бурмистра-правдолюбца  Потанина  Некрасов  уже  описывал  в  повести  "Тонкий  человек",  отметив  в  подстрочном  примечании,  что  "факт  этот  не  сочинен"  (ПСС,  т. VI,  с. 376).  В  ранней  редакции  главы  сохранилось  упоминание,  что  Гирии  (как  и  Потанин)  жил  под  Владимиром  (см.:  Другие  редакции  и  варианты,  с. 321).  Однако  вместо  черт  смирения  и  покорности  Некрасов  в  образе  Гирина  выдвигает  на  первый  план  твердость  и  скрытое  бунтарство.

49.  Сиротская  мельница  сдавалась  в  аренду  Сиротским  судом,  ведавшим  делами  об  опеке  и  попечительстве.
Ст. 2053
2054.  ...сиротскую  Держал  Ермило  мельницу  На  Унже. Т. е.  мельницу,  сданную  в  аренду  Сиротским  судом,  ведавшим  делами  опеки  и  попечительства.  Унжа река  в  Костромской  губернии,  приток  Волги.

50.  В  палату  на  торги.  Казенная  палата одно  из  наиболее  бюрократических  учреждений  царской  России,  в  котором  процветало  взяточничество;  находилось  в  губернском  городе  и  состояло  в  ведении  министерства  финансов.  Наряду  с  другими  делами  палата  производила  торги публичную  продажу,  при которой  вещь  доставалась  тому,  кто  уплачивал  наивысшую  сумму.  Переторжка вторичные  торги,  на  которых  устанавливалась  окончательная  цена.
Ст. 2058.  В  палату  на  торги.
Казенная  палата  находилась  в  губернском  городе  и  состояла  в  ведении  министерства  финансов;  одно  из  наиболее  бюрократических  учреждений  царской  России,  в  котором  процветало  взяточничество.  Наряду  с  другими  делами,  казенная  палата  устраивала  публичные  торги,  на  которых  вещь  доставалась  лицу,  объявившему  наивысшую  сумму.  Переторжка вторичные  торги,  когда  устанавливалась  окончательная  цена.

51.  Присутствие  исполнение  служебных  обязанностей  в  правительственном  учреждении  (в  данном  случае в  казенной  палате).
Ст. 2090.  Присутствие
правительственное  учреждение  (в  данном  случае Казенная  палата),  а  также  исполнение  служебных  обязанностей  в  нем.

Ст. 20972098.  На  площадь  на  торговую  Пришел  Ермило... Сцена  на  базарной  площади  и  рассказ  о  "щедроте  народной",  как  отметил  К. И. Чуковский,  основаны  на  подлинной,  происшедшей  с  нижегородским  купцом  П. Е. Бугровым  истории,  описанной  П. И. Мельниковым-Печерским  в  "Отчете  о  современном  положении  раскола"  (1854)  и  впоследствии  использованной  им  в  романе  "В  лесах",  гл. 1  (см.:  ПСС,  т. III,  с. 658).

52.  Целковый  серебряный  рубль; 

53.  Лобанчик  пятирублевая  золотая  монета  с  изображением  головы  царя,  полуимпериал.
Ст. 2152.  Целковиков,  лобанчиков...
Целковик рубль;  лобанчик пятирублевая  золотая  монета  с  изображением  головы  царя,  полуимпериал.

54.  Гривна  медная  десятикопеечная  медная  монета.

Ст. 2173.  Не  волчий  зуб,  так  лисий  хвост... Ср.  народную  поговорку:  "И  волчий  рот  (зубы),  и  лисий  хвост"  (Даль,  с. 726).

55.  Трёшник  копейка  серебром  (З½  копейки  в  переводе  на  бумажные  деньги ассигнации);

56.  Семишник  двухкопеечная  монета  (7  копеек  на  ассигнации).
Ст. 2239
2240. Тот  ни  строки  без  трешника,  Ни  слова  без  семишника... Трешник копейка  серебром  (три  с  половиной  копейки  в  переводе  на  бумажные  ассигнации);  семишник двухкопеечная  монета  (семь  копеек  на  ассигнации).

57.  Кутейник  насмешливое  прозвище  семинаристов  и  вообще  лиц  духовного  звания,  от  слова  кутья  кушанье    (рис  с  изюмом  или  медом,  которым,  по  церковному  обряду,  угощали  на  поминках  или  похоронах).
Ст. 2241.  Кутейник  (от  слова  "кутья")
  насмешливое  прозвище  семинаристов  и  вообще  лиц  духовного  звания.  Кутья  блюдо  (рис  с  изюмом  или  медом),  которое  подавалось  на  поминках;  традиционная  символическая  деталь  похоронного  обряда.

58.  Рекрутчина  система  комплектования  и  пополнения  армии.  Существовала  в  России  с  1699 года  по 1874 год.  При  Николае I  рекрутские  наборы  проводились  в  каждой  местности  через  год. Крестьянская  община  обязана  была  представить  определенное  число  рекрутов,  но  очередность  и  выбор  лиц  определяла  сама:  в  армию  попадали  те,  «кого  отдатчики  в  отдачу  объявят  и  поставят».  При  наборах  допускались  произвол  и  злоупотребления.  Помещики  имели  право  сдавать  в  рекруты  «провинившихся»  и  вообще  не  угодных  им  крестьян.  Рекрутчина  лежала  тяжелым  бременем  на  трудовом  крестьянстве  и  на  долгие  годы  отрывала  от  хозяйства  рабочие  руки.  Срок  службы  армии  сначала  был  пожизненным,  затем  двадцатипятилетним  (с  1793 года).  При  Николае I (с  1834 года)  действительная  служба  длилась  двадцать  лет  и  была  очень  тяжелой;  палочная  дисциплина  в  армии  нередко  калечила  солдат  (ср.  стихотворение  Некрасова  «Орина,  мать  солдатская»).

Ст. 22812282.  Так  слова  не  выкидывай  Из  песни...  Ср.  народную  пословицу:  "Из  песни  слова  не  выкинешь"  (Даль,  с. 751).

59.  Денник  сарай,  навес,  хлев.
Ст. 2312.  Ценник
  сарай,  навес,  хлев. 
      [Так  у  М. Н. Бычкова]

60.  Мирволить  давать  поблажку.
Ст. 2333.  Мирволить
потакать,  давать  поблажку.

61.  Колодки  деревянные  кандалы.  
[Старинная  деревянная  конструкция  с  прорезями  для  головы  и  рук  преступника,  чаще  составная;  с  кандалами  ничего  общего  не  имеют.]

62.  Земский  исправник  начальник  уездной  полиции.
Ст. 2418.  Земский  исправник
начальник  уездной  полиции.

63.  Государев  посланный...  На  реформу  1861 года  крестьяне  ответили  бунтами.  Для  сохранения  «порядка  и  спокойствия»  Александр II  командировал  в  губернии  флигель-адъютантов  и  генерал-майоров  свиты,  которым  было  предоставлено  право  «действовать  именем  высочайшей  власти».  Примечательна  судьба  Ермила  Гирина,  недосказанная  в  поэме  по  цензурным  причинам:  Ермил  становится  на  сторону  восставших  крестьян  и  попадает  в  острог.
Ст. 2424.  Сам  государев  посланный...
На  объявление  "Манифеста"  19 февраля  1861 г.  крестьянство  ответило  небывалым  по  силе  и  массовости  взрывом  возмущений:  бунтами  было  охвачено  в  1861 г.  около  двух  тысяч  имений.  Для  сохранения  "порядка  спокойствия"  Александр II  командировал  в  губернии  флигель-адъютантов  и  генерал-майоров  свиты,  которым  предоставил  право  "действовать  именем  высочайшей  власти".  "Земля  вся  нам,  леса,  луга,  господские  строения все  наше,  а  барину  нет  ничего,  господ,  попов  бей,  души" таково  было  настроение  крестьян  во  время  проведения  реформы  (Крестьянское  движение  в  1861 году  после  отмены  крепостного  права.  Донесения  свитских  генералов  и  флигель-адъютантов,  губернских  прокуроров  и  уездных  стряпчих.  М.-Л.,  1949,  с. 142).

Глава V  ПОМЕЩИК

Ст. 24952496.  Соседнего  помещика  Гаврилу  Афанасьича... Одним  из  возможных  прототипов  Оболдуева  (помещики  с  такой  фамилией  действительно  существовали,  например,  во  Владимирской  губернии),  с  его  страстью  к  псовой  охоте,  мог  быть  А. С. Некрасов,  отец  поэта  (см.:  Яковлев  Е.  От  конкретных  фактов к  художественному  обобщению. В  кн.:  О  Некр.,  вып. I.  с. 45, 249).

64.  Венгерка  с  бранденбурами  куртка  для  верховой  езды  и  охоты,  расшитая  шнурами  наподобие  формы  венгерских  гусар.
Ст. 2504.  Венгерка  с  бранденбурами...
куртка  для  верховой  езды  и  охоты,  расшитая  шнурами,  как  у  венгерских  гусар.
Ст. 2510
2513.  Он  пистолетик  выхватил ~ И  дуло  шестиствольное  На  странников  навел... Аналог  такого  редко  встречающегося  типа  пистолета,  в  котором  шесть  стволов  собраны  в  одно  дуло,  обнаружен  в  фондах  Вологодского  краеведческого  музея.  Сделан  этот  пистолет  французскими  оружейниками  в  начале  XIX  в  (см.:  Веч.  Ленинград,  1982, 16 авг.,  № 188).

Ст. 26792680.  А  ты,  примерно,  яблочко  С  того  выходишь  дерева?.. Подтекст  реплики  мужиков  раскрывают  пословицы  "Каково  деревце,  таковы  и  яблочки",  "Яблоко  от  яблоньки  недалеко  откатывается"  (Даль,  с. 796). 
Ст. 2696.  Как  у  Христа  за  пазухой...
народный  фразеологизм:  у  Даля:  "Как  у  бога  или  Христа  за  пазухой"  (с. 79). 

65.  
Лесные  дачи  участки  леса,  являвшиеся  собственностью  землевладельца.  
Ст. 2708.  Пойдешь  лесными  дачами...
участками  леса,  являвшегося  собственностью  помещика-землевладельца. 
      [В  царской  России  леса  были  казённые.  За  определённые  заслуги  помещику  царь  жаловал, 
давал  участки  леса,  примыкавшие  к  земельным  владениям  помещика.  Отсюда  идёт  слово  дача.]

66.  Варом-варит  «когда  гонит  вся  стая  дружно,  с  неумолкающим  лаем  и  заливаньем». 
"Варом  варит
техническое  выражение употребляется,  когда  гонит  вся  стая  дружно,  с  неумолкающим  лаем  и  заливаньем,  что  бывает,  когда  собаки  попадут  на  след  только  что  вскочившего  зайца  (называемый  горячим  следом)  или  когда  зверь  просто  у  них  в  виду".

67.  Борзовщики-разбойники...  «Обязанность  борзовщика стеречь  зверя  с  борзыми  близ  острова,  переменяя  место  по  направлению  движения  стаи», так  объяснял  охотничьи  термины  сам  Некрасов  в  примечаниях  к  стихотворению  «Псовая  охота»,  в  котором  дана  яркая  картина  этого  любимого  развлечения  помещиков-крепостников. 
Ст. 2763
2767.  Борзовщики-разбойники ~ Варили  варом  гончие. В  примечаниях  к  стихотворению  "Псовая  охота"  (наст.  изд.,  т. I,  с. 54)  Некрасов  объясняет,  наряду  с  другими,  и  эти  охотничьи  термины:  "Обязанность  борзовщика стеречь  зверя  с  борзыми  близ  острова,  переменяя  место  по  направлению  движения  стаи";

68.  Выжлятники  охотники,  напускающие  стаю  гончих  на  след  зверя,  понуждающие  собак  криками  и  звуками  рога.
Выжлятники
охотники,  напускающие  стаю  гончих  на  след  зверя,  понуждающие  собак  криками  и  звуками  рога.

69.  Отъезжие  поля  псовая  охота  далеко  от  жилья,  с  ночевкой  в  поле.
Ст. 2803
2815.  "Бывало,  нас  по  осени ~ На  что  кавалерийская  дивизия  твоя! Здесь  Оболт-Оболдуев  с  помещичьей  точки  зрения  рассуждает  на  тему,  к  которой  Некрасов  возвращался  в  своем  творчестве  многократно  (см.:  Прийма  Ф. Я.  "Псовая  охота"  Некрасова  и  ее  место  в  историко-литературном  процессе. В  кн.:  Наследие  революционных  демократов  и  русская  литература.  Саратов,  1981,  с. 181194).

70.  Напуск  свора  гончих  собак.
Ст. 2807.  Напуск
спуск  с  привязи  своры  (или  свор)  охотничьих  собак  на  войск  или  травлю  зверя.

71.  Двунадесятые  праздники  двенадцать  главных  церковных  праздников:  Рождество,  Крещение,  Вознесение,  Благовещение,  Успение  и  т. д.
Ст. 2859
2860.  Пред  каждым  почитаемым  Двунадесятым  праздником... Двенадцать  главных  праздников  православной  церкви:  Рождество,  Крещение,  Благовещение,  Вознесение  и  т. д.

72.  Подрядчики  здесь:  крестьяне  подряжавшиеся  на  какие-нибудь  работы,  уходившие  в  отхожий  промысел.
Ст. 2880.  Крестьяне  всё  подрядчики...
т. е.  подряжавшиеся  на  работы  в  поисках  заработка,  уходившие  в  отхожий  промысел.

Ст. 2905.  Небось  не  к  Кривоногову... Я. А. Кривоногов петербургский  купец-виноторговец  (50-е  гг. XIX в.).

73.  Поляки  пересыльные...  На  патриотические  выступления  в  Польше  в  1861 году  и  польское  восстание  1863 года  царское  правительство  ответило  жестокими  репрессиями  и  высылкой  польских  патриотов  «во  внутренние  губернии»  России.***

74.  Посредники  см.  примечание  31.

75.  Дормез  тяжелая  дорожная  карета  со  спальными  местами.

Ст. 3080.  Коптил  я  небо  божие... Этой  критической  самооценке  героя  соответствуют  народные  сентенции:  "Без  дела  жить только  небо  коптить",  "У  бога  небо  коптит,  у  царя  земного  землю  топчет"  (Даль,  с. 543, 261).  "Коптителем  неба"  называет  Н. В. Гоголь  в  "Мертвых  душах"  (ч. II,  гл. 1)  помещика  Тентетникова. 
 


Другие редакции и варианты 
С. 328.  К  Раулю  забежит...
Ф. Рауль петербургский  виноторговец,  содержавший  в  50-х  гг.  XIX  в.  погреб  французских  вин  на  Исаакиевской  площади. 

Другие редакции и варианты 
С. 316.  Была  за  камер-юнгферу...
Камер-юнгфер  (нем.  Kammerjungfer) камер-девица  (придворный  чин). 
Ст. 1845.  Не  узнаю  я  Трифона!
Ниже  (ст. 1860)  тот  же  каменщик  назван  Трофимом. 

Другие редакции и варианты 
С. 249.  Торговцы-колотырники...
мелкие  торговцы,  перекупщики. 
С. 273.  ...фри  кабацкие...  ярыжные...
Ярыжный относящийся  к  ярыжке пьянице,  непутевому,  мошеннику. 
С. 286.  Какого-то  форшнейдера...
В  Российской  империи  форшнейдер распорядитель  ("нарезчик  дичи")  царского  стола.  Форшнейдерами  были  граф  А. И. Шувалов,  граф  А. М. Апраксин,  камергер  С. В. Лопухин,  граф  Г. Г. Орлов,  Н. А. Муханов  (с 1850-х гг.)  и  др.  Некрасовский  текст  не  дает  возможности  назвать  определенное  лицо  в  связи  с  комментируемым  термином

Другие редакции и варианты 
С. 263.  Петровки  на  носу!
Петровки пост  перед  Петровым  днем. 
С. 263.  Московский  строку  лист...
Стрекулист проныра,  ловкач. 
Свинья,  роющая  носом  землю:  посмотри  вверх.  Солнце.  с. 610.

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ